Citatica - цитаты, афоризмы, пословицы - Включи JavaScript

Loading

понедельник, 9 апреля 2012 г.

Загадки "Слова о полку Игореве" (2-я лекция)

Здравствуйте! Предлагаю текст второй лекции Александра Николаевича Ужанкова на тему "Слова о полку Игореве", которая была прочитана 30 марта 2012 года на телеканале "Культура" в рамках проекта "Academia". В этой лекции автор сделал попытку рассказать о литературном памятнике прошлого, погрузившись в религиозно-символическое мировоззрение средневекового монаха. Поэтому не удивляйтесь обилию богословских параллелей: ведь как иначе можно рассказать о мыслях автора "Слова", не понимая его мышления и культурной среды вокруг него?

Первую часть лекции можно посмотреть здесь: Загадки "Слова о полку Игореве (1-я лекция)" Вас может заинтересовать лекция Александры Леонидовны Барковой "Русский негероический эпос. Былины". Еще прочитайте лекцию Игоря Данилевского Историческая реконструкция - между текстом и реальностью, посвященную тому, как по древним текстам ученые пытаются понять, как на самом деле происходило историческое событие - а этот вопрос, как и трактовка "Слова о полку Игореве", требует понимания личности автора и стиля средневекового мышления. Понимание средневекового мышления будет более полным, если исследовать не только текст, но и изображения фантастических существ, как в лекциях "Средневековый демонологический бестиарий": 1-я лекция и 2-я лекция. О сказках: "Очевидное-невероятное. Взрослые тайны детских сказок".



Источник видеозаписи: http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=120074

Ужанков Александр Николаевич, профессор, доктор филологических наук, проректор по научной работе Литературного Института им. Горького, теоретик и историк русской литературы и культуры, один из ведущих в стране медиевистов. Предложил новую концепцию осмысления древнерусского летописания, связав ее с эсхатологическими представлениями русских средневековых книжников. Разработал теорию стадиального развития русской литературы одиннадцатого - первой трети восемнадцатого века и теорию литературных формаций.

Здравствуйте. Садитесь. Мы продолжаем с вами разговор о самом известном и самом загадочном произведении древнерусской словесности - "Слово о полку Игореве". на предыдущей лекции мы обратили с вами внимание на три первых абзаца. Первый абзац, в котором автор говорит, что "не лепо" говорить старыми словами о походе Игоря Святославича. Второй абзац - сравнение, точнее, сопоставление, похода Игоря Святославича с походом, который, естественно, в сознании был древнерусских и читателей, и историков, - с походом Владимира Мономаха 1110-1111 годов. И, наконец, третий абзац, о котором мы с вами говорили, - это тот абзац, который повествует о солнечном затмении - он самый знаковый. Мы ведь и эту лекцию тоже назвали в свете затмения: "Тайны "Слова о полку Игореве"; то есть, как автор обратил внимание на затмение своих читателей, точно так же и сегодня и я обращу вашу внимание на затмение, которое описано и в летописях, и в "Слово о полку Игореве".

Дело все в том, что сознание древнерусских людей было эсхатологическим. Как сказал когда-то Фома Аквинский, "история находится в тени будущего, а будущее - это Страшный Суд". И ожидание Конца Света было постоянным. Оно было и в 1038 году - это первое такое эсхатологическое ожидание. Оно было и в конце 15 века, потому что это 7000 лет от Сотворения мира, а в "Библии" сказано: "У Господа Бога один день - как тысяча лет, а тысяча лет - как один день"; вот, в 7000 году от Сотворения мира, или в 1492 году от Рождества Христова, ожидали Конец Света. Ну, и позднее тоже, в общем-то, ожидали Конец Света. Так вот, через призму знамений небесных и, собственно, и пытались определить, когда же настанет Суден День, потому что в "Апокалипсисе" (это, как вы знаете, последняя книга "Библии"), собственно, и сказано, что будут предвестники небесные Концу Света. И, прежде всего, обращали внимание на те явления природы, которые происходили, и, прежде всего, - конечно, солнечные затмения. Потому что тогда его очень сильно боялись. Более того, как еще 40 лет назад профессор Андрей Николаевич Робинсон обратил внимание, что, если взять отрезок в сто лет от похода Игоря Святославича туда, вниз, то есть с 1075 года по 1175 год, оказывается, что летописи упоминают 12 солнечных затмений. Но, что самое удивительное - что эти солнечные затмения припадают на год смерти тринадцати князей из рода Черниговских князей Святославичей! Это потрясающее такое совпадение. А что, это случайно? Конечно же, нет. Значит, для древнерусского сознания солнечное затмение - это предвестник каких-то очень плохих событий, причем, что удивительно, в восьми случаях солнечное затмение предшествовало смерти или гибели черниговского того или иного князя. Поэтому, когда в начале похода Игоря Святославича происходит солнечное затмение, естественно, его воспринимают все как очень недоброе предзнаменование этих событий.

Давайте, обратим внимание, как летописи описывают солнечное затмение. Лаврентьевская летопись (она самая такая лапидарная): "Бысть знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звьзды видьти, человькомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко мьсяць, изъ рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье божье". То есть, смотрите: солнце превратилось в месяц. Да? Совсем не видно солнце. Ипатьевская летопись представляет более развернутый вариант описания этого события: "Игорь же, возрев на небо, и виде солнце стояще яко месяц, и рече бояромъ своимъ и дружине своей: "Видите ли, что есть знамение се?" Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: "Княже! Се есть не на добро знамение се". Игорь же рече: "Братья и дружино! Тайны Божия никтоже не весть, а знамению творец Богъ и всему миру своему; а намъ что створить Богъ, или на добро, или на наше зло, а то же намъ видити". Хочу обратить внимание именно на это. Кстати, в летописях - разбивка: "а то же нам ведати", - получается что-то непонятное. А вот если не делать эту разбивку: мы же говорили, что слитно пишутся слова, - то "женам ведати": то есть, результаты похода будут известны кому? Женам. Почему? Потому, что они-то будут оплакивать мужей, не вернувшихся из этого похода. Но, смотрите, какая реакция разная: бояре посмотрели на солнечное затмение и "поникоша главами". Почему? Потому что они-то знают как раз то, о чем я вам только что сказал, что для Святославичей солнечное затмение - это дурной знак, что этот поход уже, по сути дела, изначально обречен. А почему изначально обречен? А потому, что мы с вами говорили на предыдущей лекции: потому, что он завоевательный. Он не оборонительный - он завоевательный. Повторю: "Хочу бо с вами, русици, копье преломити конец поля половецкого, а любо испити шеломами Дон", - или: "Переднюю славу похитим, а заднюю поделим". То есть что движет Игорем? Гордыня. А гордыня - это первейший из грехов. Славы ради он идет в этот поход, а не защищать свое Отечество от половцев. И поэтому "поникоша главами" бояре. Потому что знаменье это, значит, божье. Предзнаменование уже того, что произойдет.

И теперь давайте мы с вами посмотрим, как автор описывает в дальнейшем поход Игоря Святославича. Скажите, пожалуйста: сколько может длиться солнечное затмение? Всего максимум 4-5 минут - правильно? А вот если мы внимательно посмотрим, - это как раз ответ на ваш предыдущий вопрос - если мы внимательно посмотрим, как же автор осмысляет - художник, поэт - это событие, то увидим, что он строит развернутую метафору. Получается, что Игорь из Светлой Земли - из Русской Земли - ступает в темноту: "Взгляну Игорь на светлое солнце и видя от него вся тьмою воины свои прикрыты". "Въступи Игорь князь в злат стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста; збися Див, кличет верху древа", - смотрите, получается образ ночи, то есть из светлого пространства Русской Земли Игорь шагнул в темное пространство. Здесь можно, конечно, сказать так: из христианской земли, православной, вступил в языческую землю; есть и такое толкование. Но здесь я хотел бы обратить ваше внимание, как автор выстраивает развернутую эту метафору. То есть из света Игорь вступил во тьму, и дальше поход будет происходить ночью. Сколько бы ни шел Игорь, день будет сменяться ночью, но автор будет описывать, что весь поход происходит в ночи. Почему? Потому, что произошло затмение души, а в природе произошло затмение Солнца. И природа отражает состояние, духовное состояние Игоря Святославича, православного князя. Он погрузился во тьму, как и природа.

Теперь хочу тоже обратить ваше внимание: смотрите, Игорь взглянул на своих воинов - увидел, что они тьмой прикрыты. А ведь это, опять-таки же, смотрите, дурное предзнаменование. Я вам говорил, что из 5000 войска останутся в живых только 15. То есть, по сути дела, это уже и земля прикрыла их тела. То есть, автор-то знает, чем закончился поход, и он теперь уже выстраивает вот этот образ ночи и гибели русского войска. Дальше. Образ ночи состоялся. "А половци неготовами дорогами побегоша к Дону великому; крычат телегы полунощы, рци лебеди роспужени". Видите? "В полунощи" бегут половцы. То есть, естественно, перестраиваются половецкие полки, собирается вся Половецкая Земля, чтобы противостоять походу Игоря Святославича. Половцы - язычники, языческая земля, и все происходит в темноте, потому что сам Игорь вступил из светлого дня в темную ночь. Дальше: "Долго ночь меркнет. Заря свет запала, мгла поля покрыла; щекот славий успе". Видите: "долго ночь меркнет". Получается так, что, вроде бы, рассвет и не наступает; все время - состояние ночи. "Щекот славий успе", - то есть перестали даже птицы (соловьи) петь. Наступает тишина, зловещая тишина, потому что природа предчувствует развитие, дальнейшее развитие всех этих событий; она ожидает. "Другаго дни велми рано, - что, солнце встает? Ничего подобного, - кровавыя зори свет поведают; - то есть только предвещают свет кровавые зори, а свет так и не наступает, - черныя тучя с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца, - что такое 4 солнца? Это 4 древнерусских князя, - а в них трепещуть синии молнии, - имеется в виду - в черных тучах, - Быти грому великому! - это еще какая удивительная метафора: "трепещуть синие молнии", - это если вы когда-нибудь были в степи в грозу, то вы, наверняка, обратили внимание, что молнии там не желтые - они белые или даже фиолетового оттенка, то есть "синие молнии"".

Итак, "быти грому великому". Что подразумевается? Конечно же, битва, которая должна состояться в пятницу - первая битва, как мы с вами уже знаем. "Заранее и до вечера", - смотрите: а, вроде бы, день и не наступил. "С вечера и до света", - смотрите: а свет опять, вроде бы, не наступил. "Летят стрелы каленыя". "...третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы", - смотрите: "третьяго дни" к полудню - полдень. Это какое время суток? Самое светлое. Казалось бы: ну вот, здесь, вот, должен свет наступить?! Ничего подобного: "Темно бобе в 3 день: два солнца померкоста, - то есть Игорь и Всеволод Святославичи, - оба багряная столпа погасоста, - то есть, погасли два столпа - древнерусских князя, - тьмою ся поволокоста, - то есть тьма их всех покрыла. - На реце на Каяле тьма свет покрыла, - смотрите: в полдень, самое светлое время суток, тьма свет покрыла, то есть ночь уже полностью наступила. Знаете: какой удивительный художественный образ - вот вам, пожалуйста, ответ на этот вопрос. Видите: летописцы так не повествуют. А автор - поэт. Видите: образ какой, метафора какая замечательная у него появляется.

Вот, Игорь попадает в плен. Игорь в воскресенье из золоченного своего седла, княжеского седла, пересел в седло кощеево. Кощей - это раб. Он стал пленником и погрузился в ночь. Что теперь нужно князю сделать, чтобы вернуться из этого плена? Вопрос не праздный и не случайный; на него чуть-чуть я отвечу позднее. Сейчас же я хочу обратить ваше внимание: когда происходит обратный путь из плена на Русскую Землю? Он происходит в полночь, хотя исторически это происходит на вечерней зорьке. Ипатьевская летопись довольно-таки подробно описывает это событие. Игорь Святославич, поскольку, ну, был сватом Кончака, поэтому он, в общем-то, довольно-таки свободно жил в половецком плену. У него было порядка двадцати половцев-слуг, он и охотился, потому что княжеская охота - это, так сказать, дело, чем можно было занять себя в плену, ожидая выкуп за себя, и половцы, в общем-то, не боялись, что Игорь Сввятославич может сбежать. Почему? Потому, что в степи легко найти беглеца. И вот, на вечерней зорьке, когда половцы напились кумыса, Игорь Святославич, взяв в руки икону Богородицы "Пирогощи" (это путеводительница), осенив себя крестом, или - ну, тут непонятно - или взяв в другую руку крест, приподняв полог палатки, тихонечко убегает. А там Оврул за рекою уже ждет его с лошадью. Это то, что повествует летопись.

Автор же "Слова о полку Игореве" совершенно уже по-другому показывает эти события. Он опять, все-таки, поступает как художник. Потому что ему нужно показать не на вечерней зорьке. Если поход Игоря был из света во тьму, то обратное возвращение тоже должно быть из тьмы в свет. И, вот, он акцентирует именно на этом внимание: "Погасоша вечеру зари... в полуночи. Овлур свисну за рекою... и полете соколом под мьглами..." - то есть, видите: обратный путь из полночи, потому что самое темное время суток - полночь. И, вот, смотрите: Игорь приближается к Донцу (Малому Донцу) - пограничной реке между русской землей и половецкой; через нее ему нужно будет перебраться. Он приближается; побег удался: "соловии веселыми песьми свет поведают", то есть, смотрите: предвещают свет; они уже знают, что должно наступить - рассвет; и соловьи уже начинают петь на утренней зорьке, то есть они радуются этому побегу Игоря. Природа сочувствует Игорю; правда, мы еще не понимаем, почему. Какая же такая произошла перемена разительная в Игоре, что природа изменила отношение к нему? Но, более того, бог Игорю "путь кажет", бог Игорю путь кажет из Земли Половецкой в Землю Русскую "к отню злату столу". Смотрите: до этого ни разу бог не упоминался. Почему сторонники подделки "Слова о полку Игореве" говорили: "Смотрите, это не христианское произведение, потому что там языческие есть боги, но о христианском боге там не сказано ни слова". А тут, в этом веке, появляется: бог Игорю путь кажет. Случайно это или нет? Конечно же, нет! В лревнерусском тексте не может быть каких-то случайных ремарок. Вот, чуть-чуть позднее об этом объясню. Теперь смотрите: побег удался, Игорь переправляется через пограничную реку Донец, он в Русской Земле, "Солнце светится на небесе" - князь Игорь "в Руской земли". **** (???), как удивительно.

То есть туда - из света во тьму, обратно - из тьмы в свет. разгадали мы второй - точнее, третий - абзац? То есть, значит, автор, вот, хотел нам показать - да? - через вот это вот солнечное затмение, показать вот эту такую метафору, и показал удивительно - да? - состояние души человека и реакцию природы на это состояние человека. Значит, разгадали? И да, и нет. Почему "да"? Ну, потому, что образ мы раскрыли. А почему "нет"? А потому, что не до конца. Потому что, помните самое начало произведения: "Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича! Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!" Значит, автор будет говорить не так, как говорил когда-то Боян, а новыми словами. А что значит - "новыми" на Руси в 11-м-12-м веке? "Новый" - это, значит, "христианин". Значит, старые слова - это языческие слова. То есть и автор показывает примеры того, как Боян бы повествовал об этом походе. Но он будет говорить новыми словами, а, значит, другой у него будет подход. А какой у него будет подход? Значит, здесь "новые слова" - это то, что есть в "Библии" или в "Евангелиях" есть. И здесь нам нужно с вами уже тогда более внимательно отнестись к тем произведениям и, ну, естественно, Священному Писанию, которые повлияли на само "Слово о полку Игореве". Какой же ключ здесь найти? Знаете, у любого следователя и исследователя должна быть, конечно же, интуиция, работать интуиция. Вот, совершенно очевидно, что автор как-то обращает наше внимание именно на солнечное затмение. И что ключ к пониманию всего произведения кроется именно здесь - в солнечном затмении. Вроде бы, мы с вами его разгадали, но не до конца, потому что, вот, те новые слова, о которых говорится, - мы их не нашли. образы раскрыли, но слов-то мы не нашли. Вы понимаете, вот, интуиция нам подсказывает, что, вот, надо где-то здесь искать.

И тогда, вдруг, осеняет: а когда произошло солнечное затмение? Солнечное затмение происходит именно в тот момент, когда Игорь переправляется через пограничную реку. Мы с вами об этом знаем. Но в Ипатьевской летописи точно указана дата: 1 мая. Ну, это, конечно, не Международный день солидарности трудящихся - да? Это что-то другое - да? Значит, опять же-таки, если автор обращает внимание на эту дату - 1 мая, - значит, он тоже хочет, чтобы и мы обратили внимание на нее. А что такое - 1 мая? Это день памяти пророка Иеремии - одного из великих пророков, который есть в пророчестве об Израиле. И "Плач", знаменитый "Плач Иеремии", который есть в "Библии". И тогда я открываю "Библию", "Книгу пророка Иеремии", и мне сразу же бросается в глаза: "И зачем тебе путь в Египет, чтобы пить мутную воду из Нила? Накажет тебе нечестие твое". "Хочу бо с вами, русици, копье преломити конец поля половецкого, а любо испити шеломами Дон Великом". Смотрите: там кто-то идет к Нилу, а Нил - такой же символ Вавилонского царства, как и Дон - символ половецкой степи. Значит, кто-то идет пить воду мутную из Нила, а Игорь идет пить мутную воду из Дона Великого. Есть параллель смысловая? Конечно же, есть. Это так называемые экзегезы, то есть скрытые смысловые цитаты. Значит, автор знал "Книгу пророка Иеремии"? Значит, знал. Значит, это вот те самые новые слова, о которых мы с вами только догадывались в самом начале нашей лекции. Именно на этом ищите ключ к пониманию произведения. И, вот, мы нашли этот ключ. А прав Рикардо Пиккио - это известный итальянский исследователь древнерусской словесности, который писал: "Обратившись к библейскому контексту, который, будучи боговдохновенным, несет абсолютную истину, мы можем проникнуть в духовный, то есть высший, смысл текста, в котором без этого восхождения нам откроется только исторический, то есть буквальный и низший, смысл". Иными словами, смотрите: если мы сравниваем наше повествование только с летописями, мы будем на этом уровне историческом понимать, но не на духовном уровне. А мы же с вами говорили, что смысл любого древнерусского произведения - это спасение души и указание читателю, как можно спасти душу.

Если Игорь возгордился, значит, у него погибает душа. Значит, ему нужно совершенно измениться, и, понятное дело, тогда и Господь к нему будет относиться по-другому. И, значит, перемена произошла, если бог путь ему кажет. Значит, вот, мы должны разгадать эту перемену, увидеть ее, но можем ее увидеть только с помощью, как раз, сопоставления именно с этим, вот, библейским текстом - с "Книгой пророка Иеремии". И, вот, мы давайте откроем с вами "Библию". Как раз, вот - "Книгу пророка Иеремии". И попытаемся сделать сравнение. Сразу же я хочу заметить, что цитат гораздо больше. "Книга пророка Иеремии" повествует о походе иудейского царя Седекии в 586 году до Рождества Христова на Вавилонское царство. Игорь Святославич пошел в 1186 году, по Лаврентьевской летописи, в поход на половцев. Понятно, что автор обнаруживает соотнесенность этих событий. Седекия попадает в плен - Игорь попадает в плен. То есть, по сути дела, спустя, вот, почти 2 тысячелетия (ну, полтора тысячелетия) происходит повторение событий, то есть и автор обнаружит эпифаническую связь этих событий, то есть духовную связь. Я вам когда-то говорил, что для древнерусского книжника ничего нет в современной истории такого, что бы не было уже описано в "Библии". Только нужно найти эту смысловую связь. И, вот, он ее находит. Я вам буду приводить цитаты, чтобы было понятно и различать можно легко: из "Книги пророка Иеремии" - на русском языке, а из "Слова о полку Игореве" - на древнерусском. Ну, поскольку здесь - не прямые цитаты, тем более, что автор использовал греческий текст (как я вам говорил, "Книга пророка Иеремии" не была переведена в 12 веке - только вот, в конце 15-го века), значит, нам нужно обнаружить смысловые цитаты. Вот, мы их и попытаемся выявить.

"Книга пророка Иеремии": "Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей." Теперь - "Слово о полку Игореве": "Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, - "ратаеве" - то есть, те, кто пашут землю, крестьяне, - но часто врани граяхуть, - то есть вороны летают, - трупиа себе деляче". Или - другое место: "Уныша об градом забралы, а веселие пониче", "Се у Рим кричат под саблями половецкыми", и так далее. То есть, смотрите, как в описании пророка Иеремии Иудейская земля погибла - точно так же и Русская земля, то есть, вот, древнерусское княжество Новгород-Северское попало под разгром половцам.

Иеремия: "Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее?" Видите, на что обращает внимание Иеремия? Что Седекия оставил Господа Бога своего. Когда я проводил параллель с походом Владимира Всеволодовича Мономаха на половцев в 1110-1111 годах, я не обратил ваше внимание на весьма существенные обстоятельства. Я сказал, что идею похода вложил ему ангел; но Владимир Мономах получает благословение от священника на этот поход. В поход он берет с собой священника. Перед первой и второй битвой происходит исповедь и причастие. Почему? Потому, что это благочестивый поход на защиту своего Отечества. Игорь Святославич не берет ни благословения, не берет собой ни священников, потому что он идет ради славы. Кто же благословит его на этот поход? Завоевательный поход, хочу подчеркнуть, естественно, ни один священник не благословит. Значит, оставил он бога своего? Конечно же. Почему? Потому, что: "Спала князю умь похоть, и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго. "Хощу бо, - рече, - копие приломити"", - и так далее; эту, вот, цитату я уже приводил. Смотрите: "Спала князю умь". Вот, что такое "ум"? Ум и разум. Вы знаете, что "ум зашел за разум". Да? Такая есть русская пословица. Это разные совершенно вещи. Но что ум - это часть души, потому что если мы посмотрим даже происхождение: ум первичен, разум вторичен. Ум находится в сердце; где находится сердце? Вот, здесь, да? Где душа находится? Здесь. Почему? Потому, что ум - часть души; она трехчастна. А как трехипостасен бог? Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Так вот, ум соответствует Богу-Отцу. Значит, это очень духовные. А где разум находится? В голове. Это интеллект. Значит, князь здесь умный или разумный? Разумный, конечно же. "Хочу *****(???)", - да? - то есть, вот, захотел - и пошел. Да? То есть, об уме речи нет, потому что духовные - это, вот, его сердечные, так сказать, вот, дела - они... Спал князя ум, то есть он уже совершенно не может противостоять его разуму.

Иеремия: "Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего". Смотрите, какое здесь ключевое слово? "Накажет тебя нечестие твое". То есть поход же нечестивый, я же вам говорил, что он завоевательный. Смотрите: бояре сообщают Святославу Киевскому, что два молодых князя (Игорь и Всеволод) отправились в поход на половцев и попали в плен. Естественно, киевский князь, великий князь киевский огорчился этому известию. И что он говорил? "Рано еста начала Половецкую землю. мечи цвелити, а себе славы искати. Нъ нечестно одолесте, не честно бо кровь поганую пролиясте". Смотрите: дважды - то же ключевое слово: "нечестно". То есть поход может быть честным и нечестным. Честным - когда он оборонительный, и нечестный - когда он завоевательный. По сути дела, древнерусские князья уподобились половцам, то есть они сделали точно такой же набег на половецкие вежи, как и половцы делали набеги на русскую землю. Видите? В школе не обращали ваше внимание на это, что нечестный поход, потому что неблагочестивый. "Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим", - это Иеремия. А что в "Слово о полку Игореве"? "А всядем, братие, на свои борзыя комони, да позрим синего Дону!" Видите? То есть воля, самовластие, самоволие князя. Да? Дальше. "Хочу *****(???)", - мы с вами уже об этом говорили. Или: "Игорь к Дону вои свои ведет". Или: "Но рекосте: "Мужаимеся сами, преднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!"". И так далее, и так далее. То есть, смотрите: князь самовластен, он не обращает внимания ни на солнечное затмение, ни на, так сказать, реакцию воинов и бояр на это солнечное затмение, и даже благословение не брал.

Идет в этот поход. Иеремия: "Седлайте коней и садитесь, всадники, и становитесь в шлемах; точите копья, облекайтесь в брони". "Слово о полку Игореве": "Седлай, брате, свои борзый комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска напереди. А мои ти куряни - сведоми кмети: под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конець копия въскормлени; пути имь ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изострени", - и так далее, и так далее. То есть, смотрите: почти дословные описания у Иеремии, и в "Слове о полку Игореве". Автор использует эти библейские тексты, и разворачивает внутреннюю, духовную связь этих событий, и понятно, что усиливается смысл и значение, духовное значение этого похода. Вроде бы, Иеремия за несколько... за полтора тысячелетия предугадывает разворачивание вот этих событий, которые будут происходить на границе русской и половецких земель. То есть, он говорит, что большинство, конечно, попадут под мечи половецкие и погибнут, но кто-то из них попадет в плен. В данном случае - древнерусские князья: Игорь, Всеволод, Владимир и Олег. "Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на свои борзыя комони, да позрим синего Дону!" Ну, видите: Игорь будто бы чувствует, как будут разворачиваться события. "Луце ж бы потяту быти", - то есть, лучше нам погибнуть. Почему? Потому, что мертвые сраму не имут. И, конечно, для древнерусского князя, для чести древнерусского князя лучше погибнуть, чем попасть в плен. И он об этом говорит.

Но божественный-то промысл направлен совершенно на другое. Ну, что, нет человека не без греха (???), нет человека оступившегося, и чтобы не оступился, и чтобы не совершил какой-то грех. Но божественный промысл как раз направлен на то, чтобы человек осознал свой проступок, раскаялся в нем; покаяние - метанойя, то есть перемена мысли, перемена сознания. Значит, если он (я имею в виду: Игорь) был обуян гордыней, значит, он должен проявить теперь смирение; должно произойти покаяние. И для этого он должен был попасть в плен, потому что представьте себе, если он одержал бы победу - гордыня б еще больше была бы у него. И тогда он бы не спас бы свою душу, а потерял ее. Поэтому он и попадает в плен божественной волею. И дальше повествует автор: "Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла". То есть, что такое пустыня? Это трава, уже которая проросла над телами древнерусских воинов, которые погибли, потому что большинство из них, как мы знаем, погибло. "Ту Игорь князь выседе из седла злата, а в седло кощиево", - то есть, кто в плен должен попасть, тот попадает в плен. Иеремия: "И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять". "Уже бо беды его пасет птиць по дубию; волци грозу въерожат по яругам; орли клектом на кости звери зовут; лисици брешут на черленыя щиты". Смотрите: абсолютно точно как Иеремия описывает состояние природы и зверей, которые хотят поглотить уже трупы русских воинов. "Ибо так говорит Господь: - это я цитирую Иеремию, - вот, Я выброшу жителей сей земли на сей раз и загоню их в тесное место, чтобы схватили их". Смотрите: ключевой момент - "тесное место": в поле, в степи - "тесное место". Сколько пространства! А "половци идуть от Дона и от моря; и от всех стран Рускыя полкы оступиша". Смотрите: зажали; они даже не обступили, а "оступиша" - они со всех сторон сжали их; это действительно загнали в такое тесное место - точно так же, как описано у Иеремии.

"Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей". Это что? Это Иеремия. А что - "Слово о полку Игореве"? "Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи". Смотрите - в этом месте как раз автор повествует о жене Игоря Святославича: Ярославна, которая из Новгород-Северского, пишет, но в Путивле (???), потому что это, мы с вами говорили, - это княжество ее сына. И она там ожидает возвращения и мужа, и сына из этого похода. И она плачет; она обращается к трем стихиям: она обращается к Солнцу, она обращает к ветру, и, в глубине морской, - к Дону - с тем, чтобы природа помогла Игорю возвратиться из плена. Вот здесь сторонники язычества говорят: смотрите, ведь это же фольклор, ведь обращение Ярославны - к трем стихиям, то есть она поступает как язычница. Какое еще нужно доказательство подлинности "Слова о полку Игореве", коль она вот так вот пытается спасти своего князя? Можно согласиться с этим утверждением? Нет, нельзя. Почему? Потому что я вам говорил: любое древнерусское творение нужно рассматривать в контексте других произведений. И, вот, в 12 веке очень распространено было такое сочинение - "Беседа трех святителей". И на вопрос: "Что такое высота небесная (то есть, Солнце), что такое ширина земная (то есть, ветер) и что такое глубина морская?" - святитель Иоанн отвечает: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. То есть, смотрите: получается так, что Ярославна обращается к трем стихиям, которые олицетворяют собой Троицу. То есть... А мы знаем, что религиозно-символичесое мышление, что христианство - это религия символов, и получается, что она и обращается к трем символам, которые символизируют Троицу. И именно после этого бог Игорю путь кажет из земли Половецкой в землю Русскую. Почему? Потому, что "муж и жена да будет единая плоть", как говорит апостол Павел в "Первом послании к Коринфянам": "ни муж без жены, ни жена без мужа" - "да будет единая плоть". если муж оступился, то только жена может вымолить прощение грехов его. А помните, что говорил Игорь перед походом, когда мы с вами рассматривали солнечное затмение в Ипатьевской летописи? "А на добро ли или на зло, а то женам ведати". Смотрите, как оно все замкнулось. Вот, теперь Ярославна-то как раз и вымаливает у бога возвращение Игоря домой. Но только ли Ярославна?

"Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; - это я цитирую опять Иеремию, - ибо пришел день твой и время посещения твоего, и споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет его". Значит, вот, самое главное, мы с вами уже говорили, - это гордыня, которая была у Игоря, и теперь он споткнулся, и упал, и попал в плен. И теперь нужно Игорю раскаяться в том, что происходит, и что с ним произошло, - осознать все, что произошло с ним, и принести покаяние. Иеремия: "Голос слышен на высотах, жалостный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего. Возвращайтесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш". Это Иеремия. Что происходит с Игорем Святославичем? В "Слове о полку Игореве" об этом ничего не сказано, но в Ипатьевской летописи (а я вам говорил, что автор знает Ипатьевскую летопись и, в общем-то, и читатели тоже знают повествование Ипатьевской летописи) есть сообщение следующее: когда Игорь пересел из злата седла в кощеево седло, он осмысливает, что происходит с ним: "И так, в день святого воскресения, - я буду по ходу даже приводить, чтобы вам было понятно, - навел на меня Господь гнев свой - вместо радости навел на меня плач, и печаль - вместо веселья". И говорит Игорь: "Недостойно ми бяшеть жити; и се ныне вижю отместье от господа бога моего", - то есть, наказание от бога моего. "Се возда ми господь по безаконию моему и по злобе моей... снидоша днесь греси мои на главу мою. Истинен господь и прави суди его зело; аз же убо не имам со живыми части... Но владыко господи боже мой! не отрини мене до конца, но яко воля твоя, господи, тако и милость нам, рабом твоим".

Здесь я должен обратить ваше внимание еще на один момент: за несколько месяцев до похода Игоря Святославича на половцев состоялся его набег на владения Мономаховичей, на владения Владимира Переяславского, и под Переяславлем он - я имею в виду, Игорь Святославич - взял на щит город Глебов, то есть Игорь расшевелил те самые междоусобные войны, которые велись между двумя родами русских князей: Мономаховичами и Ольговичами. Вот, не случайно и с Владимиром Мономахом он и сравнивается. И эти войны ведутся аж с 1076-1078 годов, то есть уже больше 100 лет. И, вот, Игорь взял на щит город Глебов, и много тогда христиан погибло. Вот, Игорь и осмысливает, что не только потому, что неправедный поход он совершил, но и то, что погубил много христианских душ. И теперь он видит, что это Господь наказывает его за эти два похода - даже не за один. И что делает Игорь в плену? Первым делом, он выписывает священника. Ипатьевская летопись об этом говорит. Потому, что кто может засвидетельствовать покаяние человека? Только священник. и прибывает священник в Половецкую землю. И после того, после этого покаяния, и возможен только путь обратно, домой. И, вот, только после этого бог Игорю путь кажет, потому что произошло покаяние. "Ибо только знаю я намерения, которые имею о вас, - говорит Господь, - намерения во благо, а не во зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко мне, и пойдете, помолитесь мне, и услышу я вас, и взыщите меня, и найдете меня, если взыщете мне всем сердцем вашим. И буду я найден вами, - говорит Господь, - и возвращу вас из плена". Смотрите: это Иеремия. Видите? То есть, получается: совершенно логический автор "Слова о полку Игореве" накладывает все повествование своего произведения на "Плач Иеремии", потому что именно в этот момент, как раз, и происходит возвращение Игоря домой. И еще интересный есть момент. В "Плач Иеремии" сказано, что должны оплакивать и жены, и дети мужей своих и родителей своих, которые погибают. И здесь есть и плач (Ярославны), и, самое главное, и в Русской земле - тоже плач многих женщин. И плач, и молитва - о князе Игоре, потому что тяжко Русской земле без князя Игоря. и вымаливает тоже, вот, Русская земля возвращение Игоря из этого плена.

Чем можно завершить этот рассказ? Евангельскими словами: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии". Вот, именно покаяние - самое главное, потому что нет человека не без греха. Но самое главное - осознать этот грех и раскаяться в нем. Можно и вспомнить и другое - выражение, довольно-таки распространенное на Руси: "Виноват да повинен — Богу непротивен". Вот, об этом и было "Слово о полку Игореве". Спасибо.

2 комментария:

  1. Огромное Вам спасибо! Я слушала лекции, но текст - это очень важно. Вы проделали за меня эту большую работу. Еще раз спасибо и успехов!

    ОтветитьУдалить
  2. Огромное Вам спасибо! Я слушала лекции, но текст - это очень важно. Вы проделали за меня эту большую работу. Еще раз спасибо и успехов!

    ОтветитьУдалить