Citatica - цитаты, афоризмы, пословицы - Включи JavaScript

Loading

понедельник, 23 апреля 2012 г.

Макросемьи языков и расселение человека из Африки

Здравствуйте! Публикую расшифровку лекции, прочитанной Вячеславом Всеволодовичем Ивановым 30 сентября 2010 года в рамках проекта "Academia" на телеканале "Культура". Темы лекции: классификация всех языков мира, математический анализ родства языков (глоттохронология). Автор вводит слушателей в современное состояние сравнительного языкознания. Приводятся примеры того, как языки, которые разделены большими расстояниями и совершенно не родственными языками, обнаруживают родство, что подтверждает волны миграций, которые сменяли друг друга в далеком прошлом, разделяя языки. Приводятся некоторые аргументы из области генетики, которые подтверждают данные лингвистики. Рассказывается о теории происхождения всех языков мира из одного корня, похожего на современные койсанские языки бушменов и готтентотов. Помимо прочего, автор ссылается на крупных ученых прошлого и современности - в том числе, на Трубецкого, Иллича-Свитыча и Сергея Старостина. Полезная лекция, хотя желающие могут также посмотреть лекции самого Сергея Старостина, прочитанные им в передачах Гордона: http://rutube.ru/tracks/3012390.html. И не забывайте про сайт "Вавилонская башня" - источник самых полных этимологических данных о языках: "Вавилонская башня". О развитии индоевропейских языков и миграции индоевропейцев по всему миру можете прочитать и посмотреть в лекции "Индоевропейские языки и миграции индоевропейцев". Об истории и философии языка: "Языки большого города в истории человечества". О междисциплинарных исследованиях - в передаче "Очевидное-невероятное. Единство лингвистики и генетики".



Источник видеозаписи: http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=97971

Иванов Вячеслав Всеволодович - академик РАН, советский, российский и американский лингвист, профессор отдела славянских и восточноевропейских языков и литератур Калифорнийского университета, директор Института мировой культуры МГУ, директор Русской антропологической школы РГГУ. Исследования посвящены исторической и сравнительной лингвистике, семиотике, психолингвистике, математической лингвистике, литературоведению, истории культуры, антропологии.

Спасибо. Я сегодня буду рассказывать о попытках лингвистов - в частности, наших, русских лингвистов - построить то, что я бы назвал машиной времени. Вы помните, наверное, эту идею Уэллса в его фантастическом романе. Ну, потом эту идею развивали другие авторы, как Булгаков (использовал эту мысль), Маяковский и так далее, что можно построить - в фантазии, во всяком случае, - такую машину, которая бы передвигалась во времени. Ну, можно двигаться и в будущее, но сегодня я буду говорить, в основном, о путешествиях в прошлое. В этой области лингвистика - наука о языке - достигла очень больших успехов. Больших, наверное, чем многие другие науки. Ну, я бы сравнил успехи с тем, что достигнуто в некоторых частях истории - в частности, археологии; ну, также в палеонтологии; может быть, в меньшей степени - в геологии, когда она занимается историей Земли. Это науки, которые пытаются по свидетельствам в настоящее время или в более позднее время понять, что произошло раньше. Некоторые ученые - в частности, логики, - остроумно сопоставили это с работой детектива. Что делает детектив? У него есть улики преступления. Он пытается по уликам восстановить картину того несчастья, которое произошло. Как это делается?

Главным образом, в языкознании - с помощью сравнения языков, причем мы пользуемся идеей, согласно которой, первичный материал праязыка - древнего языка, который был источником последующих языков, - трансформируется по определенным правилам. Эти правила отражаются в системах соответствия между языками, но таким образом, что, если в славянских языках в определенных словах есть согласные типа "с" - скажем "сто", то в некоторых других индоевропейских языках в этих же словах окажутся согласные типа "к" (древнее индоевропейское, латинское "кентум" - "сто"), ну, и можно доказать, что в английском названии сотни когда-то было такое же "к", которое потом изменилось в "х". С помощью соответствий восстанавливается, реконструируется исходный праязык. Значит, основной метод - это реконструкция. Реконструкция происходит на основании сравнения при использовании системы соответствия. Это более или менее общий прием, но есть одна очень важная особенность, о которой сегодня, собственно, и идет речь.

Праязыков может быть очень много в истории. Они как бы надстраиваются друг над другом или друг под другом - как оценивать глубину исторического времени. Ну, скажем, мы сравниваем славянские языки друг с другом и получаем время, когда существовали носители праславянского языка. Это было приблизительно тысячу, ну, больше тысячи лет назад. Праславянский, или славянский праязык. Оказывается, что славяне внутри индоевропейских языков близкородственны носителям балтийских языков: литовского, латышского, древнепрусского, - и мы может рассчитывать каждый раз по формулам лексикостатистики, глоттохронологии. Примерно 2500 лет назад мы можем думать о прабалтославянском. Если мы идет еще дальше, мы можем прийти к времени, когда все индоевропейские диалекты, за исключением тех, на которых потом говорили в Малой Азии (Анатолии), - все диалекты были едины. Назовем это праиндоевропейским языком. И его время - примерно 6000 лет. Каждый раз я отсчитываю от данного времени, да? Это праиндоевропейский. Если же мы учитываем те языки, которые потом стали существенными на территории Турции, как хеттский язык (иногда пользуются термином "индохеттский", "праиндохеттский"), - примерно 7000 лет до нас. Вот, то, что я вам сейчас написал, более или менее принято большинством ученых и не вызывает особых дискуссий. А дальше я буду говорить о том, что вызывает огромные дискуссии. Лингвисты просто расколоты: одни принимают, другие не принимают.

И в этой новой области занятий огромную роль играет то, что сделано нашими лингвистами, - в частности, великим ученым, с которым я имел честь быть хорошо знакомым, работал вместе, - Владимиром Марковичем Илличем-Свитычем. Два слова скажу о нем. Ну, вот это его портрет. И я хочу начать с характеристики Иллича-Свитыча как поэта. Он не только построил машину времени, на которой ему удалось подняться на или, наоборот, погрузиться во время в два раза, во всяком случае превосходящее вот это. То есть там речь идет уже о 15 тысячах лет до нас. Но он реконструировал для этого времени ностратический праязык, на котором написал четверостишие. Вот это четверостишие на ностратическом праязыке. Вот, это его перевод: "Язык - это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших, но туда не сможет придти тот, кто боится глубокой воды". Что сейчас происходит в нашей науке - лингвистике? Она разделилась на тех, кто боится глубокой воды, и тех, кто не боится. И представьте: это различие в большой степени проходит между нашими учеными, продолжающими идеи Иллича-Свитыча и других крупных ученых, которые после него у нас работали, и молодые некоторые американские и европейские ученые к нам примыкают... Но основная масса таких официальных американских, отчасти западноевропейских лингвистов очень враждебно к этому относятся. То есть, существует такое реальное противопоставление двух направлений, двух школ, причем, вот, школу, нам противостоящую, я бы, именно, назвал так: это те, кто боится глубокой воды. Собственно, ни в чем другом разницы нет. Потому что Иллич-Свитыч и те, кто за ним следовали, не придумывали никаких новых методов. Они следовали методам обычного сравнительного исторического языкознания. Но, исходя из того, что праязыков может быть много, каждый раз мы надстраиваем, или подстраиваем, один праязык под другим - мы можем заниматься удревнением уже полученной системы.

Значит, чем занимался Иллич-Свитыч? Он занимался попыткой сравнить праиндоевропейский... Ну, назовем его "праиндохеттский" - это последний язык, который я приводил вам; вы помните, 7000 лет примерно от нас. Он его сравнивал со следующими праязыками, тоже восстановленными: прауральский (я про каждый сейчас немножко расскажу), пракартвельский, прадравидийский, праалтайский. Ну, а о некоторых других я добавлю. Значит, это те языки, с которыми сейчас мы работаем как с ностратическими. Ностратический - от латинского noster - "наш"; ну, как бы, "нашенский". Сам термин "ностратический" предложил великий датский лингвист Педерсен. Ему эта мысль пришла довольно давно, так что Иллич-Свитыч, как бы, продолжал его идеи. Значит, как вы помните, здесь красным пунктиром обведены возможные границы распространения древних индоевропейских языков - то есть, диалектов праиндоевропейского - приблизительно во втором тысячелетии - то есть, приблизительно 3 с половиной тысячи лет назад. Вот, это праиндоевропейский.

Прауральский - это язык, к которому восходят языки финно-угорской группы. Они в древности занимали северную часть Европы. Вы, может быть, слышали название "саами". Это небольшой народ. Их в старину по-русски называли еще "лопари". А на западных некоторых языках страну или народ называют "лапландцы". Саами (это самоназвание) сейчас - маленькая группа людей. Они живут на самом севере Мурманской области у нас, а также на севере Финляндии, на севере Норвегии. Исследования генетиков последних лет показали, что древнее население большой части Северной Европы (Северо-Восточной Европы и Северной Европы; отчасти, даже Центральной Европы), по-видимому, было по генетическому составу очень близко к современным саами, то есть, это тот пункт, где лингвистика и генетика взаимодействуют друг с другом. И похоже, что выясняется, что, вот, эта часть Европы когда-то говорила, видимо, на диалектах прауральского языка. Но к этим диалектам относятся также самодийские языки - то, что в старину по-русски называли "самоеды", но это неправильная форма, а, на самом деле, это самодийцы. Это некоторые языки, которые до сих пор распространены на севере Сибири, вообще, в северной части нашей страны. Ну, и интересная особеность финно-угорских языков в составе уральских - это то, что к этим языкам относятся, с одной стороны, мансийский и хантыйский... Знаете Ханты-Мансийский национальный округ? Это страна, которая могла бы быть богатой, как Кувейт, если бы деньги распределяли более правильным образом, да? Не просто олигархам, а если бы жители области тоже получали соответствующие деньги. Это нефтяная область; нефтяная область, где основная масса западносибирской нефти. Да? Из этой области часть носителей так называемых обско-угорских языков ("обско" - по имени реки Обь) переселилась, пройдя через огромную территорию, на территорию современной Венгрии, поэтому языки мы называем "финно-угорские", то есть, это языки, в которых, с одной стороны, соединились саамские, и другие языки вокруг Финляндии, и наш коми, пермские языки, и так далее, а, с другой стороны, это языки, к которым относится современный венгерский. Это интересно потому, что миграция венгров произошла в историческое время (в недавнее время), она засвидетельствована разными данными, поэтому мы в этом случае видим, что, действительно, огромные переходы могли совершать венгры по дороге из Сибири. Останавливались на Кавказе: есть свидетельства этого в кавказских языках. Останавливались возле Киева. Потом уже переселились ближе к Венгрии. Это прауральский.

Следующий из языков, которые я описываю, - это пракартвельский. Значит, это язык, из которого происходят грузинский, сванский в Закавказье, ну, и некоторые другие языки, им близкородственные. Следующий язык, о котором я сегодня вам рассказываю, - это прадравидский. Это язык в основном населения Южной Индии. Может быть, на этом языке написаны пока остающиеся загадочными недешифрованные тексты из древних городов долины Инда: Мохенджо-Даро и Хараппы. Но, во всяком случае, на этих языках позднее говорили в Южной Индии. И, наконец, алтайские языки - это большая группа языков, к которым относятся тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки нашей Сибири, а также корейский и японский, что выяснено в сравнительно недавнее время. Вот, это группа языков, которую мы все признаем как ностратическую.

Более отдаленно с этими языками связаны афроазиатские языки, которые раньше чаще называли "семито-хамитские". В эту группу входят: семитские языки - ну, известные вам арабский, древнееврейский; древние языки, как аккадский и эблаитский; и многие языки Северной Африки и Центральной Африки, как берберские языки в Северной Африке, кушитские, омотские, чадские языки в центральной и восточной части Африки.

Вот, это основная группа языков, которой занимался Иллич-Свитыч. Он составил книгу - "Словарь ностратических языков", которая включает слова всех этих языков, сгруппированные согласно фонетическим правилам. То есть, он установил фонетические соответствия, на основании которых реконструировал, вот, тот ностратический праязык, на котором написал свое стихотворение - вот, об этом переходе через реку времени. То. что вы видели на доске здесь - это его реконструкция этого праностратического языка, к которому он возвел все эти языки. И вы понимаете, что это колоссальное удревнение; то есть, по-видимому, с учетом афроазиатских языков это время порядка 12 тысяч лет. Может быть, даже немнождко раньше. Ну, раз это сделано, раз уже доказано, что можно настолько увеличить древность погружения в прошлое, хочется сделать следующий шаг. И следующий шаг был сделан, главным образом, благодаря человеку, которого я очень близко знал и много с ним вместе работал. Он, к сожалению, вот, совсем недавно умер; был гораздо моложе меня - он просто младшего поколения. Сергей Анатольевич Старостин. Ему было 50 с небольшим. Я его помню с 19 лет. Я пришел на одну конференцию: выступает с замечательным докладом о японском языке человек, которому 19 лет. Это такое сильное впечатление на всю жизнь. И дальше мы с ним вместе работали. Я видел: он знал огромное количество языков. По-японски, на многих языках он совершенно свободно говорил и читал на огромном количестве языков. Он, как и Иллич-Свитыч. Очень хорошо знал все языки Кавказа.

Основная работа, которую он со своим другом Николаевым проделал, - он составил огромный словарь кавказских языков. Он развивал идею великого русского лингвиста, который работал большей частью в эмиграции, - князь Николай Сергеевич Трубецкой. Князь Трубецкой в свое время установил, что все северо-кавказские языки образуют одну семью, восстановил некоторые слова этой семьи, а Старостин с Николаевым продолжили эту работу, издали огромный том: "Словарь северокавказских языков", - и они установили, что к этим языкам, кроме языков Западного Кавказа, как абхазский, адыгский, языков Центрального Кавказа, как ингушский и чеченский, и всех восточно-кавказских дагестанских яхыков, к ним принадлежат некоторые древние языки - в частности, хурритский язык к югу от Кавказа. Это язык, который занимал часть древней Малой Азии - один из языков хеттской империи, и областей Сирии и к востоку от Малой Азии - та область, которую мы называем историческая Армения, то есть та область, где потом говорили на индоевропейском армянском языке. Вот, оказалось, что хурритский язык, так же как хаттский язык (священный мертвый язык Хеттского царства), - это языки северокавказской группы.

Дальше Старостин делает потрясающее открытие. Я помню не только то, как он сделал это открытие. Я помню страх многих ученых старших поколений - ну, даже тех, кто помоложе меня был в те годы... Все очень боялись, что он чересчур уже широко сравнивает. Старостин показал, что к макросемье языков, в которую входит северокавказский, принадлежит также китайский язык с большим количеством разных языков, к нему близких, в Гималаях: тибетский язык входит в сино-тибетскую (китайская семья, тибетскую семью). Как-то Старостин со мной разговаривает - говорит: вот, никто не соглашается; с одной стороны, кавказские языки, северокавказские, с другой стороны - языки Гималаев, китайский язык. Как быть? Что посередине? В разговоре мы вспомнили, что давно есть идея, связывающая и с теми, и с другими языками енисейские языки у нас на Енисее, в Сибири. Это исчезающие языки. Вы знаете, я буквально присутствовал при смерти одного из этих языков: одна очень старая женщина уехала ловить рыбу, ее внуки мне рассказали о ней.; потом она вернулась, я записал ее текст; но, вот, с ней вместе ушел один язык. А когда-то это была большая группа языков, на них говорили на севере Казахстана, потом они болше сдвинулись дальше на север, в Западную Сибирь. Старостин показал, исследовав подробно эти языки, что они занимают промежуточное место между кавказскими языками и тибето-китайскими географически. Понятно.

Но дальше очень интересно, что он сделал. Уже в последние годы, перед самой смертью. В последние годы он работал отчасти в Москве, отчасти много ездил в Санта-Фе. В Соединенных Штатах это институт сложных систем, созданный таким знаменитым физиком - Гелл-Манн. Гелл-Манн открыл кварки, если вы знаете. Это такие вот наименьшие элементы вещества, к которым можно все свести (примеч. мое: не все). Открыв кварки, Гелл-Манн, тем не менее, пришел к выводу... Я сейчас с ним часто встречаюсь в Америке, мы обсуждаем... Он пришел к выводу, что заниматься надо все-таки лингвистикой: это наиболее интересная наука. Он мне говорит, что, вообще, он физикой стал заниматься потому, что ему отец внушил, что в Америке нужно заниматься какой-то, ну, такой более хлебной наукой; но для себя он, конечно, любил всегда лингвистику. И поэтому он оказал большую поддержку Старостину. Там большой компьютерный проект, в котором участвуют лингвисты из разных стран - в том числе, из России. Но основная работа была сделана Старостиным и его соучениками, сотрудниками здесь, в России, но отчасти - в Санта-Фе. То есть, это, все-таки, все, в основном, пока работы нашей, московской, школы, московской группы людей.

Значит, что Старостину еще удалось показать? Ему удалось показать, что к этой макросемье, которая существовала примерно в те же древние годы, то есть это примерно ровесница по возрасту праностратической семье... К ней относился также баскский язык в горах Испании и Франции - Пиренеях. Опять очень интересное соотношение с генетикой. Генетики показали, что если северная часть населения Европы связана с современными саами, то южная и юго-западная часть населения современной Европы связана с басками. (Примеч. мое: с точки зрения геногеографии, это неверно; саами не являются предками нефинноугорских народов, а баски - предками каких-либо других). Глубина - примерно 10 тысяч лет. То есть, это задолго до того, как индоевропейцы пришли в Европу, Европа была между уральскими ностратическими языками и, вот, тем языком, из которого получился баскский, который принадлежал к этой макросемье, открытой Старостиным.

И другое потрясающее открытие, которое Старостин сделал перед самой смертью. Я слушал его последний доклад на эту тему. Оказалось, что в Гималаях, рядом с Памиром, в том числе и на территории бывшего Советского Союза, сохранился язык бурушаски, который тоже входит в эту семью. Значит, оказалось, что эта семья такая разветвленная. Весьма возможно, что к этой семье также примыкал и язык, на котором сейчас говорят на Аляске и на севере Канады.

Всего мы сейчас знаем 13 или 14 макроязыков. Знаете, перед самой смертью Старостин приезжал ко мне на дачу. Мы разговаривали. Он говорил, что самая главная трудность - это Новая Гвинея. На Новой Гвинее - около 1000 языков, и очевидно, что это разные языки. Они входят, минимум, в две очень плохо описанные семьи, то есть, вот, в нашей не очень уже смутной картине, которую я вам описываю, есть, все-таки, белые пятна - вот, в частности, Новая Гвинея. Но если сравнить примерно совпадающие по времени разные языки, которые мы знаем, окажется, что мы можем восстановить язык, который мы сейчас условно называем бореальным - то есть, "северным". Это язык, на котором, по-видимому, говорили пралюди, то есть уже существа с мозгом типа нашего, которые вышли из Африки. Вы знаете, вероятно, что, по новым генетическим данным, человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens) сформировался в Африке. Там проходят первые примерно 150 тысяч лет его самостоятельной жизни. А дальше он выселяется в направлении Аравийского полуострова и, двигаясь по побережьям, постепенно проникает в Индийский океан, в Индию и движется дальше, вот, к той самой Новой Гвинее, Австралии. И все это занимает примерно 10 тысяч лет. Такое потрясающее открытие современной генетики. И генетика сходится с лингвистикой. То есть, вот, бореальный язык, который перед смертью почти восстановил Старостин. Но для этого нужно читать его сайт - я вам напишу. Читайте этот сайт. Он называется "The tower of Babel", но можно выйти на него таким образом: это starling.rinet.ru. Ну, иначе, это "The tower of Babel". И там есть примерно 1000 слов того языка, который восстановил Старостин.

Одна очень серьезная проблема. Значит, из Африки в этом направлении вышли люди, которые говорили на этом бореальном языке. На каком языке говорили в Африке оставшиеся в Африке, и, вообще, был ли этот язык единственным в Африке или, скорее всего, он был одним, ну, хотя бы из двух языков? Похоже, что один из двух языков. Похоже (представьте себе), что в Африке сохранился до сих пор - в диалектах, конечно - тот язык, на котором говорили наши самые древние предки. Те языки, карту которых в современной Юго-Восточной... эээ, Юго-Западной, Африке я вам показываю, называются койсанские. Вы, наверное, слышали условные европейские названия части этих языков: бушменские и готтентотские. Да? Но, кроме того, есть много небольших языков, названия которых вы видите на карте. Значит, время существолвания койсанских - по-видимому, 200 тысяч, ну, до нашего времери. Но расселение из Африки бореальных языков, бореального праязыка, который потом разбивается на отдельные языки, - это порядка 50 тысяч лет. То есть, видите, наша машина времени, благодаря Старостину и его помощникам, совершила гигантский рывок в прошлое.

Значит, последнее, что я хочу сказать... Самое последнее открытие. 2 года назад.., 3 года назад, да: в 2007 году установлено. Ну, вы знаете, что сейчас полностью описан не только геном человека, но и геном неандертальца. И в геноме неандертальца оказался этот ген в человеческой форме. То есть с теми двумя аминокислотами, которые нас отличают от шимпанзе. Общий предок для неандертальца и человека уже имел ген, который - в форме, которая приводит к человеческой речи. Вот, это огромное открытие. Значит, можно считать, что у человеческого языка - примерно несколько сотен тысяч лет. Значит, общий предок с неандертальцем - это где-то порядка миллиона лет. То есть, ну, во всяком случае, последние 600-700 тысяч лет заведомо наши предки уже говорили на языке, который стал, собственно, человеческим в Африке, вот, в это время. Вы видите: все сделано в последние годы. Потрясающие открытия. По-моему, очень волнующие. Так что, я думаю, что это, действительно, - из числа таких огромных проникновений в прошлое человечества. Мы начинаем понимать друг друга. И вы понимаете, что мы поняли на этом материале, что все люди - родственники. Вы знаете, что мы все происходим от одной прапрабабушки, которая жила в Африке примерно 200 тысяч лет назад, и она разговаривала на этом языке с помощью этого гена. (Примеч. мое: подразумевается сходимость митохондриальной ДНК человека к одной вариации; но это не означает, что у людей - один женский предок, а это лишь единственный сохранившийся вариант. Эволюция происходит в целостных популяциях, которые насчитывают много особей). Это безусловный факт, так что с этим я вас поздравляю. На этом мы кончим. Я слушаю ваши вопросы.
-------
Вопросы из зала и ответы.
-------
- Здравствуйте Мамиева Марита, МФЮА. Я хотела спросить. А, вот, люди делятся на две категории: те, которые верят в эволюцию Дарвина, что люди произошли от обезьян, и те, которые верят в бога, что, вот, люди произошли только по велению бога. Вот, хотелось бы узнать: вот, вы нас сейчас приблизили к эволюции Дарвина, да? Что мы все происходим чуть ли не... ДНК человека совпадает с шимпанзе. И, вот, хотелось бы узнать: вот, во что верите вы непосредственно?
- Вы понимаете: если человек, согласно гениальной записи Дарвина в его записной книжке, ближе всего стоит к шимпанзе, а там дальше Дарвин отметил гориллы - какая-то фантастика, потому что он наметил ту степень близости, которая сейчас вытекает из исследований по молекулярным часам. Нечто вроде того, что мы делаем в лингвистике: можно измерять степень близости. Так, если с точки зрения исследования ДНК наши предки, о которых я говорил, имеют некоторые общие свойства с другими организмами, из этого следует, что при создании человека, безусловно, были использованы, вот, эти предшествующие типы организмов. Кто способствовал созданию человека? Ну, например, космическая цивилизация, которая в это время прилетела на Землю и каким-то образом создала. Вы понимаете, в чем огромная проблема? Проблема - в мозге. Я занимался с нашими просто великими математиками, которые занимались генетикой. Они мне говорили - специалисты по теории вероятности: не получается с помощью дарвиновского отбора получить такой огромный мозг почти мгновенно. Значит, что произошло? Каким образом, вот, у этого общего предка неандертальца и человека возник такой огромный мозг? Наука на это пока не имеет ответа. Религия тоже не имеет ответа, потому что, если бы она имела ответ, то в корректной форме он бы выглядел так: что сделал Господь Бог для того, чтобы из существа, у которого уже были, вот, эти возможности этого гена FOXP2, о котором я вам рассказывал, и другие возможности - из этого существа сделать предка современного человека? И религия на это тоже не отвечает, да? Значит, у нас нет дилеммы: религия или наука. У нас есть проблема неясности, непонятности происхождения человека на очень раннем этапе - на этапе его вероятного отличия от неандертальца. Сейчас все больше обнаруживают, что у неандертальца было искусство, был орнамент, много было, но, все-таки, у него не было этого огромного мозга. (Примеч. мое: ошибка; мозг неандертальца в среднем на 100 мл больше, чем мозг современного человека). Вот, каким образом возник этот огромный мозг - такой, который в состоянии сделать все, что угодно, и понять все, кроме того, каким образом он произошел? Вот, пока что - это то, что мы, явно, не умеем, но, наверно, рано или поздно, научимся.
-------
- Бражкина Наталья, МГИМ имени Шнитке. Я хотела задать такой вопрос. Вот, вы, как лингвист, как вы можете нам посоветовать изучать иностранные языки? Какую-нибудь методику, или с чего можно начинать изучать язык?
- Вы знаете, на меня самого когда-то очень сильное впечатление произвело описание метода, который тогда называли именем какого-то болгарского специалиста, который это предложил. Это было лет 30-35 назад. Там основная идея была такая: читается текст на этом языке - желательно, правильно произнесенный, да? Читается короткий - это должен быть короткий текст - короткий русский перевод, и включается музыка. И вы находитесь в состоянии некоторого такого, ну, как вам сказать, музыкального обалдения. Да? Почему? Потому, что это включаются разные области мозга. Не только та, которая анализирует язык, а правое полушарие мозга (примеч. мое: лучше сказать "субдоминантное полушарие") имеет способность запоминать длинные тексты, связанные с музыкой и стихами. Ну, значит, мой собственный опыт: выучивайте как можно больше стихов на других языках. Это отчасти аналогично этому болгарскому методу. Но главное - нужно начинать с текстов, а не со слов, то есть нужно запоминать не отдельные кусочки, а запоминать целые большие куски. У нас, я помню, в университете учили по Оскару Уайльду. Вот, я помню время, когда у выучил какой-то довольно большой диалог Уайльда просто целиком. Мне потом это помогало говорить по-английски, потому что у вас всплывают потом формы тех текстов, которые вы помните. Значит, в любой форме, связанной со стихами, с песнями, с музыкой. Ну, певцы ведь обычно очень неплохо поют на разных языках. Значит, это способность, которая во многих людях есть, и надо только ее как-то осмыслить. Я думаю, каждый должен попробовать - и найти свой собственный способ, но, вот, из этой области. По возможности отключая сознание (примеч. мое: метафора). То есть, не то, что вы тупо будете говорить. Надо запомнить какие-то слова, которые, вот, что-то значат. Это безнадежно, да? А, вот, запомнить тексты, которые нечто значат, и потом произносить для себя эти тексты в неограниченном количестве. Очень много времени надо затратить в течение небольшого отрезка времени. Если не пойдет, остановитесь и потом возобновите. Язык надо быстро выучивать. Поэтому очень хорошо, конечно, жить в соответствующей стране. То есть, если у вас есть практика сочинения слов, вы встречаете людей на улице, и так далее, то это за несколько дней вам даст некоторый эквивалент. Сейчас, все-таки, можно ездить за границу, так что эта возможность есть. Но можно, конечно, сначала попробовать домашним образом здесь изучить, а потом поехать для стажировки, насколько это возможно.
-------
Спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий