Здравствуйте! Вчера я опубликовал стенограмму беседы Сергея Петровича Капицы в передаче "Очевидное-невероятное. Думают ли животные". Но есть еще один замечательный фильм, один из лучших фильмов о живой природе (а их я видел много, чтобы сравнивать). И это - несмотря на то, что фильм выпущен в 1970 году. Это прекрасный образец советского научно-популярного кинематографа. Речь идет о фильме
"Думают ли животные?"
необыкновенного режиссера - Феликса Соболева. Фильм посвящен поведению животных, инстинктам, условным рефлексам, рассудочному поведению обезьян. В этом фильме сочетаются художественный слог и четкий, точный научный стиль изложения этого материала, который многие понимают некорректно. В создании фильма принимали участие многие научные консультанты. Этот фильм советую посмотреть всем. И, несомненно, этот фильм, как и фильм Феликса Соболева "Язык животных", в отличие от многих современных фильмов-поделок, отлично подходит для изучения биологии в школе.
У меня есть текст за кадрами фильма. Сам по себе, этот текст читается очень быстро, поэтому можете пробежать его взглядом. Но без видео он неясен. Поэтому я сделал файл субтитров к нему.
Итак, файл субтитров лежит здесь: http://ifolder.ru/30325606
У меня есть текст за кадрами фильма. Сам по себе, этот текст читается очень быстро, поэтому можете пробежать его взглядом. Но без видео он неясен. Поэтому я сделал файл субтитров к нему.
Итак, файл субтитров лежит здесь: http://ifolder.ru/30325606
Наверное, вы знаете, что делать с файлом субтитров. Он имеет расширение .ass. По сути, это простой безопасный текстовый файл. Его надо положить в ту же папку, где лежит фильм. Загрузите фильм где-нибудь - например, с помощью дополнения для Mozilla Firefox, которое называется Easy YouTube Video Downloader (устанавливается без перезапуска браузера), или других дополнений для этого браузера, а их много. Убедитесь, что файл субтитров имеет такое же название, что и файл фильма. Создайте папочку и положите туда оба файла. Никаких особых программ не нужно. А потом просто запустите фильм. И, если надо, включите в видеоплейере субтитры. Файл читают самые разные проигрыватели.
Субтитры позволяют в чем-то лучше вникнуть в фильм, а также могут пригодиться людям с ограниченными возможностями. А сам текст диктора я решил тоже выложить здесь. Кто-то может перевести субтитры на другие языки и заменить текст по уже обозначенному в субтитрах времени. Фильм классический, так что такой перевод актуален.
Вот еще один фильм Феликса Соболева: "Феликс Соболев. Язык животных". Смотрите такжу передачу "Очевидное-невероятное. Думают ли животные" и лекцию "Человек и обезьяна: диалог по-человечески". О современном состоянии наук о мозге смотрите в передаче "От неандертальца к homo sapiens: загадки эволюции мозга". О том, что такое сознание: "Очевидное-невероятное. Мозг и сознание" и "Очевидное-Невероятное. Почему люди говорят".
Вот еще один фильм Феликса Соболева: "Феликс Соболев. Язык животных". Смотрите такжу передачу "Очевидное-невероятное. Думают ли животные" и лекцию "Человек и обезьяна: диалог по-человечески". О современном состоянии наук о мозге смотрите в передаче "От неандертальца к homo sapiens: загадки эволюции мозга". О том, что такое сознание: "Очевидное-невероятное. Мозг и сознание" и "Очевидное-Невероятное. Почему люди говорят".
Вот фильм.
Источник видеозаписи: http://www.youtube.com/watch?v=R_fbBxDvXSI
А вот и текст.
Авторы фильма благодарны за помощь и советы сотрудникам Института эволюционной морфологии и экологии животных имени А. Н. Северцова АН СССР, Института физиологии имени И. П. Павлова АН СССР, Института зоологии АН УССР, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко, Берлинского университета имени Гумбольдта (ГДР), Кургальджинского государственного заповедника, Кзыл-Агачского государственного заповедника, Московского зоопарка, Берлинского зоопарка (ГДР), Дрезденского зоопарка (ГДР), киностудии Kurzfilme "DEFA" (ГДР), ВДНХ СССР.
Человек и животные. Живая цепь природы. Думают ли животные? Есть два готовых ответа: "да" и "нет". А если самим попытаться всмотреться, исследовать и понять, понять, на какой основе возник человеческий разум? Где его корни? Что было сначала?
Пауки. Ирония природы. Внешность Квазимодо и мечта аристократов - голубая кровь. Дерутся: не поделили паучиху. Жестокая схватка. А, может быть, это ритуал? Но зачем он паукам? Брачный ритуал. И паучьи дети. Но откуда паучихе известно чувство материнского долга? Эти вечные вопросы: откуда? зачем? почему? Почему шесть тоненьких ниточек паук лапками скручивает в прочный канат паутинки? Кто обучил его этим четким и точным движениям, изящным и целесообразным? Откуда он знает законы - нет, не законы, искусство плетения тенёт? Четыреста миллионов лет оттачивалось это паучье ремесло. Тогда каменный уголь был еще деревом, а на суше, кроме скорпионов, жили только пауки. Четыреста миллионов лет.
Шприц. Цивилизация. Капля наркотика. Обычно паук тратит полчаса, чтобы сплести добротную сеть. Над этой конструкцией он трудился всю ночь. Капля наркотика - и как будто все забыто. Исчезла целесообразность. Пустота. Но через несколько часов будто проснулся в пауке голос предков. Он вспомнил свое умение. Может, так и должно быть? Мы часто ищем ключ к пониманию поведения животных совсем не там, где надо его искать, - среди мотивов человеческих поступков. И делаем ошибки.
Голодный паук. Оса - его пища. Но паук повернулся спиной, а, казалось бы, должен напасть, ведь он же хищник. Так. Ясно. Оса становится пищей только в сетях. Паук реагирует лишь на их колебание. А если мы испортим сети? С потолка на тысячу паутин опущены тысячи ниток. Пауки должны погибнуть или придумать что-то. Ушли. Покинули сети. Но не все, а только 800 из 1000. 194 паука ликвидировали аварию: обгрызли паутину вокруг нити. И она свободна повисла, не касаясь сетей, не мешая охоте. Любопытно. Да, ну, а 6 пауков? Как поступили они? Смотали ниточки и прочно приклеили их к потолку. Вот как это было. Это инстинкт? Но ведь он, кажется, должен быть одинаков у всех пауков. А так поступили только 6. И вот уже все стало сложным и неясным. Так что же такое "инстинкт"?
В лапках жук держит полоски травы. Куда поворачивает он на развилке? Вправо. Вправо. И опять. А почему жук поступает именно так? Почему он выбирает правую полоску? Может быть, потому, что она ярче освещена? Опыт. Жук движется на свет, как заводная игрушка, будто не он сам, а свет передвигает лапки. Когда-то перед несметным числом его предков возникали одни и те же условия. Кто прятался в тени - погибал, унося с собой в могилу ошибку. Выживали лишь те, кто стремился к свету, к пище. И эту способность, свой опыт, как выжить, они передали по наследству, как жесткое правило, как память и ум поколений. Так родился инстинкт. Интересно все же, кому скорее надоест: нам - убеждаться, что ошибок не будет, или жуку - доказывать это? Жук выиграл: у нас кончилась пленка. Нет света: красный насекомое не воспринимает. Нет и прямолинейного движения. Как будто бы, все ясно. Ясно, пока один источник света. А если их будет два? Что же сделает жук? Золотая середина. Значит, и на этот случай есть программа у жука? Ну, а теперь понятно: к тому источнику, что ярче.
Божья коровка, улети на небо: там твои детки. Это по-детски. А по-научному? Земное притяжение действует на божью коровку отрицательно, и она поэтому ползет вверх. В природе это движение совпадает со стремлением к свету, к солнцу. Два стремления складываются, как бы усиливая друг друга. Ошиблась. Вскружили ей голову. Но природа берет свое. А если мы столкнем эти силы? Солнце светит снизу. Программа "стремиться к свету" оказывается сильней. Ну-ка, солнца нет - ползет вверх. Переворот - вверх. Еще раз - вверх. Солнце снизу - и снова это уравнение божья коровка решает в пользу света.
Но природа чуточку сложней, чем этот гладкий лабораторный стол, ведь у животных не одна, не две - целый набор врожденных программ, десятки правил поведения почти на все случаи их жизни. Они складываются и вычитаются, переплетаются между собой, а в результате - целесообразное поведение. А мы видим в этом ум.
Сейчас лиса сыта. Ее поведением управляет мудрый инстинкт: не пропадать же добру. На черный день. Та же лиса, и снова сыта. Но сейчас ее действия бессмысленны. Инстинкт глуп? Почему... Ведь он был мудр в лесу. Изменились условия: клетка - не лес. Вот мясо "зарыто". Теперь его можно спокойно забрать. Оно же для нее "зарыто". Косность инстинкта?
Маленькие существа неотступно следуют за родительницей, как нитка за иголкой. Так велит инстинкт. Но вот инкубаторные утята признали матерью игрушку-лису. Лисьи дети? А эти, значит, мячкины дети? Поменяем у утят родителей. Инстинкт следовать исчез. Оно и понятно: сейчас у них - чужие мамы. У многих животных вопрос о родителях решается очень уж просто: увидел при рождении первый движущийся предмет - запомни его, и считай своей мамой, и следуй только за ней. Вернем утятам их законных мам. Ходят, следуют, как за настоящей уткой. Лишь бы следовать, а за кем - безразлично. Пластичность инстинкта. Неопределенность в таком важном вопросе, как выбор родителей. Осечка инстинкта. Но она повышает шансы сирот выжить, пусть даже с мачехой.
Природа дала материнскому инстинкту необыкновенную силу. А все-таки интересно: котята воспринимают курицу как курицу, или видят в ней кошку, или просто абстрактную маму? Да, как это важно: материнское тепло, семейный уют. Решив все перепутать, мы курицыных детей отдали кошке. У нее два года не было котят. Рискнули: ну, все-таки кошка - хищник. Ну что он хочет, вот этот рыженький? А мать должна терпеть. Такова жизнь. Но, может быть, наша кошка - исключение? Может быть, инстинкт хищника в ней спит?
Природа добра и сурова. Ей безразлична судьба одиночки. Она не стремится, чтобы выжили все, кто родился. Она заботится только о том, чтоб сохранился вид, чтобы не прерывалась цепь поколений. Но для этого одних инстинктов мало.
Киномикроустановка. Простейшие. Инфузории. Примитивные существа. И все же живут. Вибрация - съеживаются. Реагируют на изменение условий. Но через несколько минут они перестают обращать внимание на вибрацию. Привыкли? Запомнили? Научились? Увеличим частоту вибрации. Снова сокращаются. И снова привыкают. Простейшие помнят, клетка учится.
Все животные способны учиться, улавливать связи между вещами, событиями. Рыбку научили дергать бусинку на фоне квадрата. Работает без ошибок. Сигнал - ответ - пища. Условный рефлекс. В ее мозгу отпечаталась прочная связь. Квадрат - бусинка - корм. И рыба строит свое поведение так, чтобы добиться успеха. Ну, что ж, можно ее понять: голод - не тетка. Поневоле научишься отличать квадрат от других фигур. За каждый правильный ответ - отличная оценка. Червячок.
Утята любят купаться. Уже много дней подряд приходили они сюда, и хорошо запомнили: ванночка - вода - удовольствие. Тоже условный рефлекс. Правда, не обошлось без происшествий. Ну, вот, однажды они пришли, но ванночка оказалась пуста. И все же собрались на дне и купаются в несуществующей воде. Сработал условный рефлекс. На следующий день все повторилось, но, кажется, разобрались. Жизнь заставляет животных запоминать повторяющиеся ситуации. Когда, через несколько дней, мы снова наполнили ванночку, утята, наученные горьким опытом, не поверили своим глазам и в воду не пошли. Новая привычка взяла верх.
Лабиринт и ученая крыса. Помнит. А если мы наполним лабиринт водой? Растерялась. Забыла? Нет, помнит. А, ну-ка, усложним задачу. Заставим лабиринт вращаться. И все же крыса правильно идет к цели. Значит, животное способно держать в голове схему пути и как бы переворачивать ее одновременно с вращением лабиринта. Но как она это делает?
Экспериментальная установка. На верхней полке слева - чашка. В ней - сыр. Ишь ты, соображает. Ну, кто скажет, где здесь кончается вчерашнее обучение и начинается нечто такое, что не укладывается в привычные рамки. И невольно спрашиваешь себя: думают ли животные? Трудный вопрос.
Живая цепь природы. Многоликая и бесконечная. О многих животных мы знаем только одно: они существуют в природе. Они сумели приспособиться к быстротекущим событиям жизни, сумели выдержать удары судьбы, выжили благодаря инстинкту и умению учиться. Где же потолок интеллекта животных?
- Воронуша, посмотри на экран, посмотри на экран. Ищи коробочку, ищи, ищи шестерку.... Хорошо, хорошо, мой маленький, хорошо.... Воронушенька, смотри: четверка.... Хорошо, Воронок.... Кушай, кушай.... Наверх, наверх.
Итак, на этой дощечке - задание: найти коробочку с таким же количеством пятен. Обратите внимание: кружочки на крышках коробок по размеру и расположению не похожи на рисунок на доске. Сходство - только в количестве, только в числе пятен. Да, видно, ворон не зря слывет среди птиц интеллектуалом. Вот, попробуйте и вы найти, где тут шестерка.
А у белки - задачка посложней. Она должна на слух запомнить количество нот. Ответ. Правильно. Эволюция мозга птиц и млекопитающих шла разными путями. Но эта способность есть и у тех, и у других. Это случайность или закономерность развития нервной системы?
Кормушки. Три дверцы. Надо выбрать открытую. На ней рисунок не похож на два остальные. Ну, да, вначале это просто: можно ткнуть носом и проверить. Ну, а сейчас? Если все дверцы открыты. Что же позволяет крысе находить это различие, определять непохожесть? Ведь у нее нет понятий "круг", "треугольник", "вертикаль", "горизонталь". И эти рисунки-то она видит впервые. А, может, все-таки есть способность к абстракции? Или это сложный перенос опыта, как у ворона и белки? Память и счет, анализ и синтез, способность к простым обобщениям. Но ведь и это - далеко не все, что могут животные.
- Дай мне такой. Дай, посмотри внимательно. Внимательно посмотри. Нет, такой дай мне.... Ну, не капризничай. Дай-ка такой. Скорей, посмотри внимательно.... Вот, молодец. Молодец. Дай сюда. Очень хорошо. Молодец, обезьяна. На тебе. На тебе большую конфету.
А теперь - экзамен.
- Каролина! Быстренько, давай сюда. Ну-ка, дай мне такой. Ну-ка, посмотри хорошо....
Это очень трудно понять, в чем сходство предметов. Это очень сложно: отвлечься от света, от величины предметов, найти в них главный признак.
- Иди сюда, Каролина. Ну-ка, дай такой.... Молодец. Молодец. Очень хорошо. Чудо. Очень хорошо. Пожалуйста. Очень хорошо поработала обезьяна.
Тысячи тысячелетий экспериментировала природа над устройством мозга. Пробовала и так, и сяк. То создавала совершенство, то заходила в тупики. Мучительно долго рождалось в животном мире новое качество - что-то человеческое.
Обезьяне нужно достать приманку. Пытается использовать различные предметы. Метод проб и ошибок. Ручное мышление. Перебор вариантов. А что же делать, если неизвестно, что делать? Так. Кажется, решение близко. Ааааа... Только вот сучки мешают. Метод проб и ошибок, самый распространенный способ поведения.
Новая задача. Обезьяна не знает, как достать приманку из трубы. Нет, рукой не достать. А если левой? Может, она длинней? Не подходит. Ветка. Что-то родное, привычное. Что-то из джунглей. Прообраз орудия.
- Молодец. Молодец. Очень хорошо ты сделала. Молодец, иди сюда....
Снова проблема. Доска. Почти мгновенное решение, хотя доска совсем не похожа на ветку. Инстинкты, простые рефлексы - как это мало, чтобы все объяснить. Как это мало, чтобы понять рождение каменного топора. Это тоже перенос прежнего опыта? Или начало творчества?
- Работай. Работай, Каролина.
Лабиринт. Потянув на себя ручку, можно утопить любую из восьми прегородок и достать приманку. Обезьяна ищет и очень быстро находит рациональное решение. Но плод каждый раз кладут в другой квадрат. Нет-нет. Левая. Ближняя перегородка. Логично. Положим приманку снова в этот же квадрат. Старый вариант. Запомним. Снимем рычаги, которыми уже пользовалась обезьяна. Она ищет новое, оригинальное решение. Создает комбинацию. Отключим еще одну перегородку. Снова поиск. Уловить невидимую, скрытую связь между рычагом и перегородкой. Найти причину и предвидеть следствие - предпосылки мышления.
- Ну-ка, достань. Достань-ка, достань. Смотри: ах, какой вкусный персик, замечательный. Доставай.
Как достать персик?
- Каролина! Ну-ка, достань. Достань скорее! Молодец. Хорошо, хорошо. Очень хорошо. Молодец. Ну, дело пошло.
Конструирование.
- Ну, еще, еще.... Старайся. Вот так. Чудно. Чудно работает Каролина.
Да, но палки-то в рот зачем?
- Ах. Ах, этот персик недостижимый, а.
Ах, вот оно что. Интуиция или перенос опыта?
- Ну, молодец, молодец. Очень хорошо.... Неудача небольшая. Давай, скорее, работай. Работай. Конечно.
Заметьте: обезьяна с палкой не расстается, будто знает, предвидит, что без нее не обойтись.
- Столько стараний сбалансироваться... Ну, работай, работай. Вот, молодец. Очень хорошо.... Прибавим высоты немножко. Правильно, молодец. Да, вот так. Одна веточка. Молодец, молодец. Каролинка, работай. Хорошо работает Каролинка. Еще чуть.
Как часто мы находим в животных то, что ищем, - себя. Мы начинаем думать за них, рассуждать, приписывать им свои цели и мысли. Классический опыт: огонь, плод, кружка, вода в баке и, конечно, наша Каролина. Целый месяц мы учили ее гасить огонь водой из бака. Вдолбили ей в голову эту связь: бак - вода - кружка - огонь. Ну, да, слабо течет. Обезьяна отлично усвоила наше желание, и мы решили: она неспособна отвлечься от конкретного понятия - "вода в баке". Ну, что ж, предложим обезьяне раскрыть свои способности. О, и сразу - новое решение. Но все же навязанный план дает себя знать. Мимо, мимо льется-то. Навязанный план - и собственная находка. Еще одно решение. Пусть не обижаются пожарные, но тушить огонь брезентом первыми придумали, видимо, не они. Борьба с огнем всеми дозволенными средствами.
Сложное поведение. Переплетение врожденных действий и прошлого опыта. Новые решения. Предыстория интеллекта. Думают ли животные? Как хочется сказать: да. Хотя, говорят, это неверно. Иногда в какой-то музыке без слов проснется темное воспоминание, и животное глядит тогда в лицо человеку с нежной верой, и человек глядит в глаза животному с растроганной любовью.
Последний на Земле тур был убит в 1627 году. Последний раз сумчатого волка видели в 1961 году. Сегодня (прим. мое: в 1970 году) более 600 видам диких животных грозит полное исчезновение. Их можно еще спасти!
Человек и животные - единая цепь природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий