Здравствуйте! Публикую стенограмму передачи "Наша речь. Типы языковой личности", которая была показана 12 сентября 2011 года в цикле "Литературный квартал". Участники: Елена Рысина - ведущая; кратко - ЕР; Екатерина Юрьевна Коробкова - преподаватель Уральского государственного технического университета (УПИ), кратко - ЕЮК.
Передача посвящена тому, как разные люди по-разному ведут себя в речевом общении. Некоторые доказывают всем окружающим преимущество своих идей, добиваясь этого любой ценой, в том числе грубо или просто нетерпимо по отношению к другим людям. Это либо агрессивные люди, либо те, которые сознательно манипулируют людьми. Вторые относятся к окружающим более нейтрально, но ищут только выгоду для своих интересов, либо просто так подавлены, что думают только о своем тихом мирке. Третьи - это либо конформисты, не имеющие своего мнения или прячущие его, либо люди, которые способны повести любой коллектив за собой, стать лидерами. Очень интересная передача. Но я все-таки не могу не добавить, что, возможно, все-таки каждый человек может в разных ситуациях вести себя согласно той или иной стратегии и тактике. Я не думаю, что есть люди, которые всегда способны организовать массу людей, или которые всегда агрессивны к людям, или всегда имеют или не имеют собственное мнение, и так далее. Ведь все люди имеют один и тот же мозг, одинаково психически воспринимают приятное и неприятное, справедливость и грубость, и ведут себя в соответствии с одними и теми же законами материального мира. Ведь золотое правило нравственности возникло еще задолго до появления многих религий, и еще Аристотель почти 400 лет до нашей эры говорил, чтобы мы вели себя с людьми "так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами".
Передача посвящена тому, как разные люди по-разному ведут себя в речевом общении. Некоторые доказывают всем окружающим преимущество своих идей, добиваясь этого любой ценой, в том числе грубо или просто нетерпимо по отношению к другим людям. Это либо агрессивные люди, либо те, которые сознательно манипулируют людьми. Вторые относятся к окружающим более нейтрально, но ищут только выгоду для своих интересов, либо просто так подавлены, что думают только о своем тихом мирке. Третьи - это либо конформисты, не имеющие своего мнения или прячущие его, либо люди, которые способны повести любой коллектив за собой, стать лидерами. Очень интересная передача. Но я все-таки не могу не добавить, что, возможно, все-таки каждый человек может в разных ситуациях вести себя согласно той или иной стратегии и тактике. Я не думаю, что есть люди, которые всегда способны организовать массу людей, или которые всегда агрессивны к людям, или всегда имеют или не имеют собственное мнение, и так далее. Ведь все люди имеют один и тот же мозг, одинаково психически воспринимают приятное и неприятное, справедливость и грубость, и ведут себя в соответствии с одними и теми же законами материального мира. Ведь золотое правило нравственности возникло еще задолго до появления многих религий, и еще Аристотель почти 400 лет до нашей эры говорил, чтобы мы вели себя с людьми "так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами".
Источник текста: http://www.tv-soyuz.ru/programms/tv/information/at18296
Видео взято отсюда: http://www.youtube.com/watch?v=5ejj_v54vrc
ЕР Однажды царь беседовал с мудрецом.
- Что светит человеку?
- Солнце, царь.
- Когда Солнце зашло, что служит светом человеку?
- Луна служит ему светом.
- А когда зашло Солнце, зашла Луна и погас огонь, что служит ему светом?
- Речь служит человеку светом. Поистине, государь, человек идет туда, где слышна речь. Пусть даже там нельзя различить и собственной руки.
ЕР Сегодня мы еще раз хотим уделить внимание нашей речи, которую мудрец уподобил свету во тьме. То, что ведет нас по жизни, за чем мы должны следить и относиться бережно.
ЕЮК Сегодня мы поговорим с вами о типах языковой личности. Языковая личность - это понятие очень интересное. Дело в том, что каждый из нас является уникальной и неповторимой языковой личностью. Ну, вы уже понимаете, что, раз мы говорим именно о языковой личности, то, следовательно, основополагающее понятие - это язык, то есть то, как мы с вами говорим. А наша речь, особенности нашей речи, ее специфика, определяется очень-очень многими факторами: условиями воспитания, физической конституцией, нашими представлениями о жизни, то есть картиной мира, которая есть у нас в голове, и еще очень и очень многим.
ЕР К понятию языковой личности за последние десять лет заметно возрос интерес иследователей. Это объясняется тем, что человек - существо социальное. Живя внутри общества, мы общаемся, совершаем процессы коммуникации, а, значит, для исследователей языка изучать эти процессы, изучать стратегии и тактики речевого поведения - тема интереснейшая и неисчерпаемая.
ЕР Разберем подробнее типы личности, выделенные на основе классификации разных лингвистов. Первый тип - конфликтная личность, которую условно можно разделить еще на два типа: человек, который в речевом общении занимает агрессивную позицию, и человек, который любит манипулировать собеседником.
ЕЮК Агрессия, опять же, - слово, которое не нуждается в особых комментариях. Как строятся речевые стратегии, тактики конфликтного агрессора? Он рассматривает вас как человека изначально враждебного, как конкурента. Основные его тактики - это упрек, насмешка. Он попытается вывести вас из себя. Он пытается унизить вас. Ну, и, конечно же, крайняя форма конфликтной агрессии - это садизм, коммуникативный садизм, когда человек просто-напросто старается унизить, вывести из себя, довести до слез, до ужасного психологического состояния своего собеседника самыми-самыми разными изощренными способами. Ну, приведем пример конфликтной агрессии. Допустим, муж спрашивает жену: "Во сколько будить тебя завтра?" Ответ: "Ты, что, не знаешь, что у меня завтра институт?" "Хорошо, а что это означает, во сколько тебя нужно будить?" "Ты, что, не знаешь, во сколько начинаются занятия в институте, не можешь посчитать?" Здесь мы видим совершенно агрессивную манеру поведения.
ЕР Обращаясь к литературным аллюзиям, самым известным типом агрессивного речевого общения можно назвать шекспировскую Катарину из пьесы "Возвращение строптивой". В ней, что ни слово, то главная героиня словно делает вызов своему собеседнику, который, нужно заметить, очень доброжелательно настроен к юной особе.
- А, Котик! Слышал я, вас так зовут?
- Вы глуховаты на ухо, должно быть? Меня зовут все люди Катариной.
- Ты лжешь, тебя зовут - царапка-Котик, прелестный Котик, иногда - злой Котик, но все же Котик - самый милый Котик, какой быть может католичка. Котик из Котиков! Конфетка, а не Котик. Так слушай, Котик, слушай, жизнь моя: тебя повсюду до того возносят за красоту, терпение и кротость - ты стоишь этого! - что движим я желанием жениться на тебе.
- Движим? Ну, тот же, кто сюда вас двинул, пусть выдвинет: вас выдвинуть легко.
- Но почему же?
- Вы глупый, как скамейка.
- Вот это так. Иди, садись скорее.
- Ослы нас носят - это их удел.
- Нас носят женщины, то их удел.
- Но для себя ищи другую клячу.
- О Котик, тяжело тебе не будет. Я знаю - ты юна и так воздушна...
- ...Воздушна я, но знаю, сколько вешу. Я молода, но осадить тебя всегда сумею.
- Ты оса!
- А ты - осиновый чурбан.
- И все же я верх над тобой возьму.
- Ну, там увидим, кто будет где.
- Сердитая оса!
- Ах, я оса? Так бойся жала.
- Что ж бояться: взять его да вырвать.
- Вырвать? А знает ли болван, где это жало?
- Как где? Известно, там, где хвостик.
- Как же! Ведь жало в языке!
ЕЮК Не надо думать, что конфликтный агрессор обязательно будет пользоваться бранной лексикой, инвективой, то есть ругательствами, обсценной лексикой - ну, то есть лексикой, лежащей вне пределов литературного языка. Совсем не обязательно. Ведь конфликтный агрессор может считать себя человеком очень воспитанным, культурным, и даже называть себя человеком интеллигентным, искренне так считая. Но мы-то с вами понимаем прекрасно, что, и об этом говорили многие русские классики, в том числе Антон Павлович Чехов, что истинная интеллигентность, разумеется, определяется не образованием и не тем, сколько институтов закончил человек, и какие дипломы и какого цвета у него есть. Истинная интеллигентность как раз-таки несовместима с конфликтной агрессией и с конфликтным манипуляторством. Это вещи, просто не могущие стоять рядом. Поэтому конфликтный агрессор может вести себя так, что, называется, не подкопаешься. Он может не произносить грубых слов, но при этом мы видим: он отвечает вопросом на вопрос. То есть он постоянно пытается доказать собеседнику, что тот глуп, что тот чего-то не понимает. Я думаю, что каждый из нас может вспомнить, к сожалению, неоднократное общение с конфликтными агрессорами.
ЕР Другая тактика, которую выбирают конфликтные личности, - тактика манипулирования. Этот человек не обязательно будет расматривать вас как своего врага или конкурента. Он может относиться к вам абсолютно дружелюбно, но при этом вести себя, что называется, в позиции сверху, повелевать или навязывать вам свое мнение.
ЕЮК Цель у него одна - это поставить себя выше собеседника. Очень часто конфликтный манипулятор употребляет слова: "я считаю", "мое мнение таково". Он его постоянно вам навязывает более или менее агрессивно и активно. Ну, возьмем пример общения с конликтным манипулятором. Допустим, одна подруга говорит другой: "Ты знаешь, я не знаю, что мне делать с Вадиком. Он целыми днями лежит и смотрит телевизор". Ответ конфликтного манипулятора: "Ну и не надо было выходить за него замуж. Тебя ведь предупреждали. Вот теперь и мучайся". То есть что он делает, этот тип, который мы называем конфликтным манипулятором? Он не предлагает метод разрешения ситуации. Он не старается поддержать психологически человека. То есть он действует не как кооперативная личность. Он старается унизить своего собеседника и показать при этом, что "я-то умнее, я-то знала, я-то знал, чем кончится эта ситуация. И тебя все предупреждали". То есть это торжество, это речевое и интеллектуальное торжество. С такими людьми, разумеется, тоже очень тяжело общаться.
ЕР Манипулятором можно назвать и героя романа Гончарова Штольца, постоянным делом которого было будить, как в прямом, так и в переносном смысле, своего друга Обломова, чтобы тот стал жить полной жизнью. Наконец, как выражается сам немец Штольц, "стряхнул сон с души".
"Жизнь Штольца, как всегда, была заполнена делами, визитами, обществом, и, как Илья Ильич ни протестовал, ни жаловался, ни спорил, он был увлекаем своим другом и сопутствовал ему всюду. "Нужно начинать новую жизнь", - говорил ему Штольц: "Теперь или никогда!" Штольц был ровесник Обломова, и ему уже перевалило за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, и занялся своими делами, и, благодаря старанию и уму, успешно. Он часто говорил Обломову, что нормальное назначение человека - донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни была в этом. Что ни встречалось в жизни Штольца, он сейчас употреблял тот прием, какой был нужен для этого явления. Как ключница сразу выберет из кучи висящих на поясе ключей тот именно, который нужен для той или другой двери."
- Захар! Давай ему одеваться, и поскорее! Значит, так. Сейчас - завтракать, потом - в палату по делам, потом - обедать. Кстати говоря, сделаешь приятное знакомство. Я пригласил золотопромышленника - того, что давеча говорили. Затем мы приглашены к нему пить чай..."
ЕЮК Следующий крупный тип, о котором мы с вами уже говорили, - это центрированная языковая личность. Ну, понятно: слово образовано от слова "центр". Этот человек считает себя в центре Вселенной. Он думает только о себе, и, в общем-то, общаться с ним легче, чем с конфликтной личностью. Но, тем не менее, тоже не так сладко. Центрированный тип личности тоже имеет, условно, два подтипа. Так определяют лингвисты. Это активно-центрированный и пассивно-центрированный. Этот человек реагирует только на то, что интересно ему. Он отпускает реплики на те фразы, которые он истолковывает по-своему. С ним трудно общаться, потому что смысл твоих слов очень часто не доходит до него. Он абсолютно искрен в своем непонимании. Он слышит только то, что он хочет слышать. И он может быть совершенно неагрессивен. Но строить с таким человеком общение - это примерно то же самое, что биться о стену. И, кстати говоря, сам центрированный тип общается, как ребенок, который играет в мяч со стеной. Вот он бросает мяч - мяч отскакивает - бросает мяч - мяч отскакивает. В какой-то момент ему это надоедает - он отходит. То есть собеседника он рассматривает как эту стену. Ребенок не относится к стене агрессивно, он не рассматривает ее как пассивного.., как врага. Нет, она для него просто стена, неодушевленная.
ЕР В действительности, дети очень часто общаются подобным образом. Вот яркий пример, взятый из жизни. Дошкольник узнал о появлении нового котенка у соседей.
- Как зовут вашего котенка: Пушок или Мурзик?
- Его зовут Котя.
- Он сейчас не пушистый. Он будет пушистый - и вы назовете его Пушок.
- Назовем мы его так, Андрюша!
- А, понял: вы не знаете, что он будет пушистый!
- Знаем, Андрюша, будет пушистым.
- А, понял: тогда вы назовете его Пушок.
ЕР А вот другая ситуация общения, происходящая уже между взрослыми людьми. Но, тем не менее, один из собеседников упорно не слышит другого.
ЕЮК
- Скажи, пожалуйста, во сколько обошлось тебе издание книги?
- Оно не обошлось мне ни во сколько. Мне заплатили: я получил полторы тысячи.
- Как здорово. А я свою методичку издала за две. А, слушай, а ты нашел дешевое издательство?
- Да нет, нет. Я же говорю тебе: мне заплатили, потому что были заинтересованы в моей книге.
- Слушай, а дай мне телефон этого издательства.
- Я же говорю тебе: дело - не в дешевом издательстве, а в том, что мне заплатили за издание книги, а не я платил деньги.
ЕЮК То есть вот мы видим активно-центрированный тип. Почему он активно-центрированный? Потому, что человек выстраивает свою линию поведения, он пытается чего-то добиться. Мы видим, что собеседник попросил телефон этого издательства, которого, на самом деле, не существует, этого самого дешевого издательства, как вы поняли. С таким человеком тяжело общаться, потому что он просто-напросто не вникает в суть разговора. Он слышит только то, что интересно ему.
ЕР Все мы еще со школы помним, как герой поэмы Гоголя господин Чичиков путешествовал по разным помещикам и пытался скупить мертвые души. Помним мы и, за что Коробочка была названа дубинноголовой: за то, что наотрез оказывалась понимать, за каким товаром приехал к ней купец Чичиков. Ей привычнее было продать пеньку, нежели души своих умерших крепостных.
- Право, я все не приберу, как мне быть; лучше я вам пеньку продам.
- Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете! Пенька пенькою, в другой раз приеду, заберу и пеньку.
"Эк ее, дубинноголовая какая! - сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. - Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!" Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены.
ЕР Коробочка снискала себе славу дубинноголовой, но и человек, который не слышит собеседника и продолжает упорно настаивать на своем, доказывать свою точку зрения, навязывать свое личное мнение, тоже выглядит в глазах окружающих не очень умно. Перейдем к следующему типу языковой личности.
ЕЮК Пассивно-центрированный тип. Ну, сразу перейду к литературным аллюзиям. Все вы из школьного курса еще помните повесть "Шинель". И ее главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, - это, можно сказать, как раз-таки и есть пассивно-центрированный тип. Откуда берутся такие люди? Ну, это может быть какая-то забитость, идущая из раннего детства. Это ситуация, когда тебя не понимали и не слушали. Человек глубоко не уважает себя. Он просто-напросто не умеет общаться. Ну еще таких людей очень часто в психологии называют интровертами. Это люди очень замкнутые, люди с крайне низкой прагматической направленностью. Ну, то есть это означает, что они не умеют строить общение так, чтобы извлечь из него пользу и для себя, и чтобы собеседник извлек из него пользу, чтобы им обоим было интересно и важно общаться. Вы помните, что, когда... Над такими людьми очень часто, к сожалению, смеются, издеваются в коллективе - именно над пассивно-центрированными типами. Вы помните, что, когда молодые чиновники, забавляясь, сыпали Акакию Акакиевичу бумажки на голову, говоря, что это снег, Акакий Акакиевич поднимал глаза кротко и говорил: "Господа, зачем вы меня обижаете? Господа, оставьте меня в покое."
- Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?
ЕЮК Вот это вот и есть как раз поведение пассивного эгоцентрика. Он не может ответить. И он не может строить общение. Ну, возьмем такую ситуацию, когда человек сидит, ну, допустим, на кафедре. Уже прозвенел звонок, все собираются на пару, и две злоязычные коллеги говорят: "Ну, посмотри, она даже не пошевелится. Неужели она не слышит, что звенит звонок?" И через какое-то время пассивный эгоцентрик поднимает голову и говорит: "А вы это обо мне говорите?" То есть вот тот самый случай.
ЕР У замечательного писателя Юрия Казакова есть рассказ "Некрасивая".
Она знала, что некрасива, стыдилась своей худой спины и столько уж раз давала зарок не ходить на вечера, где танцуют и поют, и влюбляются, но каждый раз не выдерживала и шла, все надеясь на какое-то счастье. Даже раньше, когда она была моложе и училась в институте, в нее никто не влюблялся. Ее ни разу не проводили домой, ни разу не поцеловали. Она окончила институт, поехала работать в деревню, ей дали комнату при школе. Вечерами она проверяла тетради, читала, учила на память стихи о любви, ходила в кино, писала длинные письма подругам и тосковала. За два года почти все подруги ее вышли замуж, а у нее за это время еще больше поблекло лицо и похудела спина. И вот... (...) Ее познакомили с ветеринарным фельдшером Николаем... (...) [Был он не очень общителен, резок и грубоват. При первой же встрече он спросил Соню:]
– Чего это ты худая такая?
Соня перестала на минуту дышать.
– Конституция такая, – насильно улыбаясь, сказала она.
– Ну, конституция! Наверно, больная чем-нибудь. Это как скотина: заболела – как ни корми, все одни мосляки.
Соне вдруг стало все безразлично, и она несколько раз сглатывала, чтобы избавиться от противного ощущения тошноты.
ЕР Про Соню, редкую героиню, мы могли бы сказать, что это человек глубоко смиренный и прощающий окружающим их грубые слова и неловкие поступки.
ЕЮК И, наконец, последний тип. Это кооперативная личность. Здесь выделяются два типа: кооперативный конформист и кооперативный актуализатор. Конформизм. Это понятие известно всем нам. Конформист - это человек, который либо не имеет собственного мнения, либо прячет его очень глубоко по ряду причин. Чаще всего конформист просто-напросто не хочет идти на конфликт. Это может быть конфликт с отдельным человеком в разговоре. Это может быть вообще конфликт с обществом. Конформист - это человек, который пассивно приемлет все перемены и не участвует активно в жизни, не имеет активной жизненной позиции. С кооперативным конформистом, на первый взгляд, очень и очень легко и удобно общаться. Ну, например, такой диалог.
- Слушай, я прямо не знаю, что мне делать с сыном. Он уже взрослый человек, но работать не спешит.
- Да, да. Это очень плохо.
- Ну, я не знаю: неужели он собирается сидеть на нашей родительской шее?
- Да, скорее всего, собирается.
- Ну, я не знаю... Вот как ты думаешь, какие здесь предпринять меры? Как с ним поговорить? Может быть, устроить его куда-то?
- Да, конечно. Его обязательно надо куда-то устроить.
ЕЮК На первый взгляд, кажется, что человек соглашается со своим собеседником. Но при этом собеседник испытывает, что называют психологи, фрустрацию, то есть он просто-напросто не чувствует какой-то законченности разговора, он не получает нужной для себя информации или, хотя бы, психологической поддержки. Недаром именно кооперативных конформистов, особенно если собеседник принадлежит к другому типу языковой личности, подозревают в неискренности, в том, что им просто-напросто неинтересны твои проблемы, и он реагирует на них чисто формально.
ЕР У Ивана Сергеевича Шмелёва есть малоизвестное произведение "Няня из Москвы". Построено оно очень интересным образом. Вся книга - это монолог, рассказ няни, вернувшейся в столицу из-за границы. И вот она делится всеми новостями и событиями, успевшими произойти за долгое время в далекой стране, и бесконечно вспоминает прошлое - тихое дореволюционное время.
А вы, барыня, не отчаивайтесь, зачем так… какие же вы нищие! Живете слава Богу, и барин все-таки при занятии, лавочку завели… все лучше, чем подначальный какой... (...) а надо Бога благодарить... (...) И до радости, может, доживете, не такие уж вы старые. Сорок седьмой… а я – больше вам, думала. Ну, не то, чтобы постарели, а… погрузнели. В церкви как увидала – не узнала и не узнала… маленько словно постарели. Горе-то одного рака красит. А уж красивые вы были, барыня… ну, прямо купидомчик, залюбуешься. Живые, веселые такие, а как брилиянты наденете, и тут, и тут, и на волосах, – ну, чисто Царевна-королевна!.. (...) И малинку сами варили, барыня? Мастерицы вы стали, обучились, – ягодка к ягодке, наливные все... (...) А в Америке апельсиновое больше варенье нам подавали, а то персиковое. Просила Катичку, – купи мне яблочков, вареньица я сварю, – так ни разу и не купила. У них там американское, конечно, варенье, пусто-е… суроп один надушенный, и доро-го-е!
ЕР Няня, как видим, неутомимо перескакивает с одного на другое. Конца и края нет ее разговорам. Где уж там успеть слово вставить или почувствовать мысль законченной.
ЕЮК Ну, наконец, самый последний и самый лучший, если можно так сказать, тип языковой личности - это кооперативно-актуализаторский, кооперативный актуализатор. Ну, в слове "актуализатор" мы уже слышим слово "актуальный". То есть этот человек старается прореагировать неформально. Он старается помочь. Опять же, если рассуждать в христианских категориях, то, наверное, это тот самый тип личности, который реализует важнейший принцип: возлюби ближнего своего, как самого себя. То есть стань ближе к другому человеку, уважай его, смотри на него, как бы ты смотрел на самого себя, помоги ему так, как ты помог бы самому себе. Ну, возьмем такой диалог.
- Ты знаешь, у меня заболел сын. У него уже третий день держится температура. Не знаю, чем лечить.
- Слушай, ну, если держится температура, то аспирин нельзя ни в коем случае.
- А что делать? Была участковый. Мы сбиваем температуру - она не сбивается.
- Знаешь, что. У меня есть знакомая врач, я позвоню ей. Позвони мне сегодня вечером - я скажу тебе ее телефон.
ЕЮК То есть вот мы видим как раз-таки тот самый случай, когда человек близко к сердцу принимает проблемы своего собеседника. И он старается помочь. Конечно же, иметь такого человека в качестве друга, или даже просто в качестве доброго знакомого, или просто общаться с таким человеком - это большое счастье.
ЕР Неравнодушное, внимательное отношение к собеседнику, конечно, очень ценится. Напоследок хочется рассказать, каким был в домашней жизни поэт Николай Алексеевич Некрасов, какие неподражаемые отношения установились между поэтом и его старым слугой Семеном. Между ними часто происходили весьма лаконические разговоры.
"Сколько?" - спрашивал Некрасов за завтраком. "Десять," - отрывисто отвечал Семен. Это значило: десять градусов мороза. "Сани: ветер. Сани", - настойчиво повторял Некрасов. Через полчаса Семен появлялся в дверях и докладывал мрачным тоном: "Карета подана." "Как карета? Я велел сани," - прикрикивал на Семена Некрасов. "А ветер?" "Не твое дело. Вели кучеру заложить сани." Семен удалялся и через четверть часа еще более мрачным голосом произносил: "Готово." Некрасов выходил и находил у подъезда все-таки карету. Он начинал бранить Семена, который, отворив дверцу, говорил: "Садитесь. Что на ветру стоять?" Некрасов покорно садился в карету, убедившись, что ветер точно сильный.
ЕР Относиться с заботой и любовью к своему ближнему остается пожелать и всем нам. А на этом наша программа подошла к концу. Всего вам самого доброго и досвидания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий