Citatica - цитаты, афоризмы, пословицы - Включи JavaScript

Loading

пятница, 18 мая 2012 г.

Очевидное-невероятное. Берестяные грамоты: новые находки

Здравствуйте! Публикую стенограмму беседы "Берестяные грамоты: новые находки", которая состоялась 28 февраля 2005 года в программе "Очевидное-невероятное". В программе участвовали Сергей Петрович Капица (доктор физико-математических наук; кратко - СПК), Валентин Лаврентьевич Янин (академик РАН, доктор исторических наук; кратко - ВЛЯ).

Передача посвящена тому, как маленькие фрагменты обычных писем способны через тысячу лет стать более важным документом истории, чем летописи. Берестяные грамоты позволили узнать об иконописной мастерской Олисея Гречина, возможной истории его жизни в Новгороде и Византии, жизни его сестры Анастасии - жены князя Мстислава Юрьевича, новгородского посадника Мирошки Нездинича, целом судебном процессе с его участием, жизни купцов того времени и о другом, о чем и рассказывает Валентин Лаврентьевич Янин в этой передаче.

Читайте и смотрите другие лекции о русских древностях: "Историческая реконструкция - между текстом и реальностью""Подделки исторических источников в России".

На эту тему есть и другие лекции. Они тоже будут здесь.


Источник видеозаписи: http://www.youtube.com/watch?v=gSetpf1Qn7U

СПК Добрый день! Сегодня мы вновь обращаемся к историческому прошлому - к истории Новгорода. И наш гость сегодня - известный ученый Валентин Лаврентьевич Янин, который известен, в первую очередь, своими раскопками Новгорода. И сегодня он расскажет о последних открытиях, которые сделаны его экспедицией. И мы увидим в его рассказе, как возникает картина 1000-летней давности нашей истории, какие тогда жили люди, какие ими управляли страсти, как протекала их жизнь.

ВЛЯ Тогда, позвольте, я начну с одной мысли, которая мне пришла в голову тогда, когда я получил приглашение участвовать в сегодняшней передаче "Очевидное-невероятное".

СПК А это очень емкое название.

ВЛЯ Вот это чувство невероятности очевидного мы переживаем ежедневно, находясь на раскопках в Новгороде. Но, представьте себе, мы расчистили деревянную мостовую древней улицы середины 13 века.

СПК Как машина времени. Я был на этих раскопках в Новгороде. Это производит грандиозное впечатление.

ВЛЯ Да. На этих самых плахах мостовых еще не звучал стук копыт лошадей Александра Невского, который отправлялся, значит, на битву, Ледовое побоище. Вот. Мы ходим по этой мостовой, чертим, заносим на планы находки, которые рядом обнаруживаются. Одно из самых сильных впечатлений, которые нам доводится переживать, - это встреча с нашим далеким предком. Ну, вот представьте себе, жил человек, его, естественно, помнят дети, его знают и помнят внуки, правнуки чаще всего могут знать имя своего прадеда только по отчеству своего деда, праправнукам уже, может быть, и эти имена неизвестны. Значит, прошло какое-то время, и от человека, который...

СПК Порядка ста лет.

ВЛЯ Да, порядка ста лет. От человека, который прошел по земле, который работал над ней, который стремился к красоте, совершенству какому-то, от него не осталось никакого воспоминания. На всем земном шаре нет ни одной души, которая помнила бы о том, что вот такой-то человек жил тогда, страдал, понимаете, мечтал и так далее. И вдруг, значит, мы...

СПК Вы получаете доступ к этому.

ВЛЯ ...поднимаем письмо, брошенное, так сказать, его адресатом, читаем это письмо, проникаем в его заботы, в его радости, в его горести. Ну, мы общаемся с ним. Ну, вот. Это потрясающее чувство преодоления времени.

Vox audita latet, littera scripta manet. Сказанное исчезает - написанное остается.

ВЛЯ Иногда мы переживаем невероятные совершенно приключения, особенно тогда, когда раскопки идут по линии расширения первоначальной территории раскопанной, как вот на Неревском раскопе было, на котором мы 12 лет работали, как сейчас вот 31 год мы работаем на Троицком раскопе. Там уже свыше 7.000 квадратных метров вскрыто, но 30 лет тому назад, когда мы начинали эти работы, в том слое конца 12 века первой берестяной грамотой, которую мы обнаружили на этом участке, прошли - вот в ней содержался такой текст: "От Мирослава к Олисею Гречину. Вот сейчас войдет Гавка-полочанин (Гавриил, житель Полоцка). Спроси у него, где он остановился. Ведь ты видел, как я Ивана арестовал. Поставь его перед свидетелями. Будем слушать, как он скажет." То есть это судебный процесс, в котором участвует два важных чиновника. Один - это Олисей Гречин. Это представитель князя, как потом мы выяснили. А Мирослав - это Мирошка Нездинич. Это знаменитый новгородский посадник конца 12 века. Он тоже обязательный участник суда. Без его окончательного решения ни одно дело, так сказать, не закрывалось. Ну, вот. Вот какое судебное дело. Переписка, так сказать, двух заседателей суда во время этого следствия. 30 лет мы не знали, как это дело продолжается.

СПК До сих пор идет? Тысячу, почти тысячу лет тому назад.

ВЛЯ ...И что происходило, мы этого не знали до сих пор. Но в 2003 году были найдены три документа, три берестяных грамоты. Вот первую грамоту я прочту. Вот такой текст: "У Федора, у Василия, у другого Федора, и у Гаврилы, и у Сидора - четыре, у смердов - четырнадцать, у Сутемира - десять, у Гюрьгева старосты - одиннадцать, у Бориса - пять, у Гречина - столько-то..." Ну, и так далее.

СПК Вы читаете прямо по берестяной грамоте?

ВЛЯ Мы читаем, да, по берестяной грамоте. Гречина, значит, мы только что встретили с вами. Теперь дальше Редята тут упоминается такой. Усадьба, на которой найдена эта грамота, находится на Редятиной улице. А новгородцы очень часто называли свои улицы по именам первопоселенцев, так что этот Редята, наверняка, житель здешний. Борис тут упоминается. Борис - это сын Мирошки Нездинича, посадника. Вот. Ясно, что вот конец грамоты - это люди, которые связаны территориально с тем местом, где велись раскопки.

ВЛЯ А вот первые имена - не очень понятно было, что это такое, пока, значит, мы не прочли вот это "Гюрьгева старосты" - старосты церкви Святого Георгия.



В Новгороде было три церкви Святого Георгия. Одна была на Торгу, она никакого отношения не может иметь к документу, найденному в совсем другом конце города. Другая - в Неревском конце, это тоже другой конец города. Третья - это Юрьев монастырь, Георгиевский собор Юрьевского монастыря. Ну, совсем, вроде, далеко от Новгорода, но именно в этом соборе был похоронен Мирошка Нездинич. Судя по этому расписанию: кто сколько там чего-то должен или то, сколько кто внес, - становится понятным, что это, по-видимому, роспись участников поминального обеда после погребения. Потому что каждый со своим, так сказать, складом туда приходил. Вот мы то есть Гречина здесь встретили, значит, снова.

ВЛЯ Другая грамота, которая имеет, значит, №936: "От Ивана к Мирошке. К Мирошке же". Дальше все оборвано, но видно, значит, в конце, что "пришел к Луке". Значит, что это за люди такие? Ну, Мирошка, понятно, это посадник. "К Мирошке же" - значит, это повторное какое-то письмо. "Иван": мы это имя встретили... Вот тот, арестован который был Мирошкой в свое время.

СПК Да, в первой грамоте.

ВЛЯ Он это или нет? Так вот, Лука, который здесь упомянут, он упоминается в летописи. Это отрок Мирошки. Отрок - это судебный исполнитель. Так вот, значит, Иванко пишет это Мирошке, что он побывал уже у делоисполнителя у Луки у его. То есть, поскольку это опять с судебным делом связано, уже подозрение появляется, что это он и есть. Некоторое время тому назад, несколько лет тому назад, мы нашли еще одну грамоту, которая как будто прямого отношения не имеет к делу. Но там говорится вот о чем. Тоже оборванная грамота. "Покланяние отъ Братиле къ За(виду?)... (Мьрь)тве ти Полотьске Д(...)". Какой-то человек на букву "Д". Дальше оторвано. С Полоцком связано. И вот, наконец, грамота №934 с таким текстом: "От Дъмашеке къ Братиле." Вот нам Братила уже известен. К этому полочанину Братиле. "...око стоя" - значит, иди в город. "Око стоя" - это моментально, так сказать. Как получишь это письмо, так возвращайся в город. "Выправил есмь сына твоего с Гавшею". "Я уладил дело твоего сына с Гавшей" - с Гаврилой вот. Это с тем самым Гавкой. Вот. Почему, значит, Братила, вот этот полочанин.., как он мог вмешаться, что это за человек? Мы находили грамоты, в которых он упоминается, Братила. Это богатый новгородский человек, который, как бы сейчас сказали, спонсирует соседнему монастырю Варварину, то есть человек очень авторитетный. Вот он каким-то образом вмешался в это дело. Это тот самый процесс, о котором мы 30 лет назад узнали. И спустя 30 лет узнали, что он благополучно завершен, что все, значит, улажено между истцом и ответчиком. Чем не "Час суда", который по телевидению показывают? Вот причем не каждый день.

СПК Но это живой процесс, который вы как бы выхватываете из глубин веков. С именами, с документами. неоспоримые вещи, по существу.

ВЛЯ Да.

Vox audita latet, littera scripta manet. Сказанное исчезает - написанное остается.

ВЛЯ А давайте, мы вернемся к одному из участников всех этих событий - Олисею Гречину. Ведя раскопки на Троицком раскопе, вскрывая усадьбу, которая принадлежала Олисею Гречину, мы обнаружили, что этот человек был владельцем большой иконописной мастерской. В общем, это целое предприятие было. А сам этот Олисей Гречин, вот от имени которого была написана эта грамота первая, найденная в Троицком раскопе, вот он зафиксирован в летописи как человек, который исписал фресками церковь ризоположения. Это надвратная церковь в Новгородском Кремле. К сожалению, эти фрески не сохранились. Церковь рухнула в 18 веке, была уничтожена навсегда. Но вот что Гречин, "Гречин Петрович" его называет в этом случае летопись, вот он расписывал эту церковь. Мы еще узнали из летописи, что он домогался поста архиепископа в 90-х годах 12 века. Но тогда победил другой претендент. Ну, вот. Он тогда не смог стать архиепископом. То есть он занимал очень видное положение и в церковной иерархии. И вот, знакомясь с документами, которые ему адресованы, и с теми, которые написаны им самим, вот мы обнаружили, что у него имеется целый ряд привычных описок. Вот, допустим, он писал вместо ΜΡ ΘΥ, то есть "Богоматерь" греческими литерами сокращенно, он писал "Марфа".

СПК Да, но только согласные пишутся.

ВЛЯ Вот так вот. Об этом и в других источниках говорится, что "нецие понимают" - некоторые вот чтят, так сказать, Богоматерь под именем Марфа, хотя это неправильно. Так вот, оказывается, в Спасско-Резницкой церкви(??), в этом знаменитом ансамбле, который почти весь погиб в войну, но который сохранился в копиях, так сказать, в фотографиях и, частично, и в натуре, вот там рукой главного мастера прописаны имена изображенных в алтаре святых. И изображена там Божья Матерь. *****

СПК Я знаю, что художники европейского Средневековья часто рисовали своих подруг, своих знакомых, придавая им вид святых.

ВЛЯ Ну, здесь не подруга, не знакомая. Там Христос - Эммануил на троне. А справа от него, как положено, Иоанн Предтеча и Божья Матерь. Что тут написано? "Агиа" ("Святая"). А дальше - "Марфа".

СПК Может, это и была какая-нибудь Марфа? Или нет? Или это другое понятие?

ВЛЯ Нет. Это... Она Марфой не была. Значит, это вот его привычная описка. Значит, так вот познакомились мы с человеком. Вернули, значит, имя этого мастера.

ВЛЯ А дальше... Есть у нас такой замечательный сотрудник в экспедиции - лингвист Алексей Алексеевич Гиппиус. Вот он сделал, значит, невероятно интересное открытие. В Новгороде пользуется известностью одна из самых замечательных ювелирных работ 12 века - вот такой сосуд. Причастная чаша, или кратир, как ее по-гречески, значит, называют, который был сделан мастером Костой. Мастер Коста на днище, значит, этого сосуда написал свое имя. А вот по ободку этого сосуда - следующая, значит, фраза отчеканена: "Се сосуд Петров и жены его Марьи". Значит, заказчиками этого сосуда были некий Петр и жена его Марья. Там четыре изображения: Христос изображен, Мария Дева, затем - Петр апостол и Анастасия. Ну, понятно, почему Петр и Дева Мария. Потому, что Петр и жена его Марья - они своих, так сказать, святых изобразили. Христос - тоже понятно, как.

СПК А Анастасия?

ВЛЯ А откуда Анастасия взялась? И вот выясняется, что в 1155 году некий Петр Михалкович... По всем, так сказать, совпадениям, по всем сочетаниям, которые в берестяных грамотах имеются, во всех находках, получается, что это отец как раз нашего Олисея Гречина. Он в 1155 году, как сообщают об этом летописи, отдал свою дочь Анастасию замуж за сына Юрия Долгорукого, князя Мстислава Юрьевича, которого новгородцы пригласили к себе на княжение. И тогда в память, в честь вот этого бракосочетания, воспоминания о нем, значит, родители Анастасии заказали этот сосуд для того, чтобы поместить его в Софийский собор, и чтобы все новгородцы могли причащаться, так сказать, из этого сосуда, и поминали вот и их, так сказать, и их дочь Анастасию.

Vox audita latet, littera scripta manet. Сказанное исчезает - написанное остается.

ВЛЯ А вот дальше, значит, еще интереснее. В Новгороде существует знаменитая икона "Знамение". Называется "Битва суздальцев с новгородцами". Что она изображает? Один сюжет военной истории Новгорода 1170 года. В 1170 году Андрей Боголюбский направил туда, значит, войско суздальцев, к которым присоединил еще, так сказать, подвластных ему князей из разных новгородских земель. Ну, вот. И они обступили, значит, Новгород. В феврале 1170 года состоялась битва, финальная битва, между новгородцами и суздальцами. И вот на эту битву был принесен нерукотворный образ "Знамение Божьей Матери". Вот его несут, значит, к месту битвы, эту икону. И суздальцы начали стрелять по этой процессии. И икону "ранили" стрелой. Икона "раненая" "заплакала". Кстати, до сих пор у нее, значит, вот имеется "шрам" от стрелы. "Заплакала". Архиепископ собрал, так сказать, ее стрелы в фелонь свою, а в отмщение нападавшим эта икона "наслала тьму" на суздальское войско, и они в темноте... По-видимому, затмение произошло в это время, лунное: это ночью было. Они начали колошматить друг друга вместо того, чтобы воевать с новгородцами. И в результате новгородцы победили. Так вот, победа в этой битве была приписана этой иконе знаменской. Так вот, к чему я об этом рассказываю? На обороте этой знаменской иконы изображены апостол Петр и Святая Анастасия.

СПК Понятно. Тот же сюжет.

ВЛЯ Опять тот же самый народ: значит, Петр, Богоматерь и Анастасия. То есть эта икона тогда же, в 1155 году, была написана по заказу Петра, значит, и его жены Марии, вот, в ознаменование, значит, этой свадьбы. Дальше опять возвращаюсь к Гречину.

ВЛЯ Я напомню, что вот этот Гречин Олисей, который расписывал Нередицу, с которым мы хорошо познакомились в Новгороде и с которого начался мой рассказ сегодняшний... Вот он был маленьким мальчиком тогда, значит, когда его сестра Анастасия вышла замуж за князя Мстислава. А дальше события развертывались очень интересным образом. Через некоторое время, через несколько лет новгородцы отказали князю Мстиславу Юрьевичу в новгородском княжении, и Мстислав вынужден был вернуться обратно в Суздаль и во Владимир. А там Андрей Боголюбский, который сделался к этому времени Великим Князем, он стремился к полному единовластию, и он своих братьев, в том числе, значит, и Мстислава, выгнал за пределы Руси. Они нашли приют в Византийской империи. Византийский император выделил князю Мстиславу Юрьевичу земли около Ашкелона. Это теперешний Израиль, это на берегу, значит, Средиземного моря этот город Ашкелон. Вот там, значит, он какое-то.., несколько лет жил. Я так полагаю, что, по-видимому, все-таки он был изгнан туда, то есть он увез туда, значит, свою жену, и, наверняка, он увез ее брата маленького. К этому времени, наверное, родители уже умерли - значит, Петр и Мария. Ну, вот, и он оставался, значит, в семье княжеской. Ну, вот. И поэтому он и сделался Гречином. Он, когда вернулся в Русь, то, как грек, как человек, который пожил в греческой империи Византийской, вот он сделался... Вот такой узел, понимаете, завязался из тех находок, которые на Троицком раскопе были найдены.

Vox audita latet, littera scripta manet. Сказанное исчезает - написанное остается.

ВЛЯ Вот берестяные грамоты. Они основа всего сейчас, потому что они дают нам возможность заглянуть в такие закоулки нашей истории, в которые наши предшественники и не думали даже, что они когда-либо туда попадут, заглянут. В чем дело? Наши предки, в отличие от предков англичан, скажем, французов, там, или датчан, ну, вот они жили в деревянных домах. На любой странице новгородской летописи мы прочтем: сгорела такая-то улица от такого-то храма до такого-то, сгорела половина города, сгорел весь город. Ну, вот то есть во время пожаров горело все. Горело все содержимое дома: горели книги, горели иконы, горели рукописи, горели берестяные грамоты. И результат получился такой: до открытия берестяных грамот от домонгольского времени, то есть от 11-го, 12-го и первой трети 13-го века до нас дошло только три листа пергамента с текстами, касающимися гражданской истории. Все остальное сгорело. Поэтому мы были лишены источников. Ну, вы скажете: летопись. Летопись - главный наш источник.

СПК Нет, ну, это другого типа документ.

ВЛЯ Но древнейший список летописей относится к рубежу 13-го-14-го века. Более ранние списки не сохранились. А то, что до нас дошло, это многократно редактировано. Что-то из них устранялось нежелательное, что-то добавлялось иногда совершенно мифическое. Ну, вот поэтому летописные рассказы, они требуют постоянного контроля, так сказать, и проверки. Но, более того, летописец интересовался далеко не всем. Его интересовали необычные события: ну, вот война началась, там, князь умер, нового епископа избрали, комета пролетела, мор, понимаете, наскочил, напал, какая-то эпидемия...

СПК Знамения всякие.

ВЛЯ Вот это все записать надо. А то, что известно отцу, деду, прадеду, зачем записывать? Это каждый знает. Ну, вот. А нас-то интересует именно вот это все. И вот это все мы узнаем, прежде всего, из берестяных грамот, которых к настоящему времени в Новгороде найдено 953. Кроме того, в новгородской земле еще 40 грамот - в Старой Руссе и 19 грамот - в Торжке. То есть сложите все это вместе - и будет больше 1000 уже. И из них около 500 грамот относится как раз к вот этому глухому времени: 11-й, 12-й, первая треть 13-го века.

ВЛЯ Я прочту две грамоты, найденные в этом году в Старой Руссе. Они относятся к 14 веку, ко второй половине. Аксинья и Родион пишут из Новгорода в Старую Руссу к сестре Аксиньи Татьяне и ее мужу: "Пойдите в город к сей неделе (то есть к этому воскресенью) ***** (мне отдавать дочь замуж), а сестре моей *****. А *****". Значит, она отдает замуж свою дочь. По порядкам, которые существовали в Древней Руси, родителям жениха или невесты нельзя руководить свадьбой. Это может сделать только ближайший родственник. Она приглашает своих ближайших: сестру и ее мужа - в гости на эту свадьбу и своей сестре поручает приставничать, то есть руководить свадьбой. А вот другая грамота - конца 14 века. "Поклон от Григория Ермоле и Озекею. Послал есмь к тобе шесть бочек вина". Значит, новгородский купец, который связан с Ганзой, по-видимому, с ганзейской торговлей: оттуда все эти фряжские вина приходили. Он посылает ему шесть бочек вина. "Как палец хватит". Как понять это выражение: "Как палец хватит"? А это значит, что, когда получишь эти бочки, открой, значит, затычку, опусти туда палец: если достанет он до вина, значит, все в порядке, все цело, ничего не отпито, не украдено, все свято. Как палец... "И ты то смотри горазно", - и ты внимательно, значит, все это осмотри. "А продай, как и те, тому же", - то есть, до этого он посылал какую-то партию вина, которую тот должен был продать; вот, продай по той же цене, что и раньше. "И ты то отошли, а моим ребятам не давай серебра, пошли с долгом". Он на своих ребят, которые везут эти бочки в Старую Руссу, он не рассчитывает на их честность, боится, что они что-то отольют, отопьют, продадут по дороге. Вот такие, понимаете, мелочи, которые нигде в другом месте вы не найдете.

Vox audita latet, littera scripta manet. Сказанное исчезает - написанное остается.

ВЛЯ Что мне очень важно подчеркнуть, что вот мы ведь общаемся с людьми, которыми летописцы не интересовались, поэтому мы даже какие-то генеалогические связи устанавливаем между простыми людьми. Ведь до сих пор генеалогией интересовались дворяне. Вот они... А как они интересовались? Я каждый раз, когда заходит разговор о дворянской генеалогии, я вспоминаю из "Записных книжек" Чехова такую историю, как некий помещик Рубец-Откачалов нашел, значит, у себя на чердаке какие-то старинные портреты мужчины и женщины. Ну, вот их отреставрировал, очистил, в рамы заключил, в гостиной повесил и под мужским портретом написал "Адам Рубец-Откачалов", а под женским - "Ева Рубец-Откачалова". Вот так. Вот. А у нас, понимаете, да, все эти как подлинные генеалогии возникают? Вот мы эти связи завязываем снова, понимаете, между прошлым и настоящим.

СПК Но, понимаете, может быть, важна не такая вот точность документа, сколько структура, которая при этом... Видно, как они сохраняются, и какое значение они тогда играли, и, по существу, вы переносите это и на наше время. И, вот, может, вот это обостренное чувство, как, даже может быть, воссоздать историю, которую невозможно воссоздать, но вы хотите как бы... Игра такая. И оно... Оно, по-моему, отражает, может быть, ту скоротечность нашей современной жизни. Эти вот корни, видимо, получили внимание.

ВЛЯ Да-да... Спасибо. Что вы почеркнули вот это намерение наше. Вот, надо все время помнить, что наша жизнь, хоть и скоротечна, но она начинается когда-то еще в деяниях наших предков.

СПК Громадное вам спасибо за этот рассказ.

ВЛЯ Спасибо вам, Сергей Петрович.

СПК Я надеюсь, это не последняя наша встреча. И каждый год принесет новые открытия нашего прошлого. Так что до новых встреч у наших экранов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий