Citatica - цитаты, афоризмы, пословицы - Включи JavaScript

Loading

понедельник, 7 мая 2012 г.

Феликс Соболев. Язык животных. Субтитры!

Здравствуйте! Предлагаю посмотреть еще один научно-популярный фильм Феликса Соболева - фильм "Язык животных" (1967). Этот фильм - о средствах коммуникации таких животных, как муравьи, пчелы, рыбы, птицы, павианы, шимпанзе и дельфины. Например, вы увидите и услышите, какие звуки издают... рыбы. Более того, оказывается, что голоса рыб очень сильно различаются. Узнаете, что дельфины - единственные существа, которые понимают команды с первого раза. Узнаете и о том, какую роль играет зрение и слух в сигнализации разных животных.

Вы также можете посмотреть другой фильм Феликса Соболева - "Думают ли животные", а также передачу "Очевидное-невероятное. Думают ли животные" и лекцию "Человек и обезьяна: диалог по-человечески".  О современном состоянии наук о мозге смотрите в передаче "От неандертальца к homo sapiens: загадки эволюции мозга". О том, что такое сознание: "Очевидное-невероятное. Мозг и сознание" и "Очевидное-Невероятное. Почему люди говорят"

У меня есть текст за кадрами фильма. Текст читается быстро, поэтому можете пробежать его взглядом. Но для лучшего понимания нужно посмотреть видео. Поэтому я сделал файл субтитров к нему.

Файл субтитров лежит здесь: http://ifolder.ru/30342891

Наверное, вы знаете, что делать с файлом субтитров. Он имеет расширение .ass. По сути, это простой безопасный текстовый файл. Его надо положить в ту же папку, где лежит фильм. Загрузите фильм где-нибудь - например, с помощью дополнения для Mozilla Firefox, которое называется Easy YouTube Video Downloader (устанавливается без перезапуска браузера), или других дополнений для этого браузера, а их много. Убедитесь, что файл субтитров имеет такое же название, что и файл фильма. Создайте папочку и положите туда оба файла. Никаких особых программ не нужно. А потом просто запустите фильм. И, если надо, включите в видеоплейере субтитры. Файл читают самые разные проигрыватели.

Субтитры позволяют в чем-то лучше вникнуть в фильм, а также могут пригодиться людям с ограниченными возможностями. А сам текст диктора я решил тоже выложить здесь. Кто-то может перевести субтитры на другие языки и заменить текст по уже обозначенному в субтитрах времени. Фильм классический, так что такой перевод актуален.

Вот фильм.



Источник видеозаписи: http://www.youtube.com/watch?v=AQKq3ZvU2Ps

А вот и текст.

Автор сценария - Ю. Аликов.
Режиссер-постановщик - Ф. Соболев.
Главный оператор - Л. Прядкин.
Композиторы - Б. Буевский, Л. Колодуб, А. Муха, М. Скорик.
Звукооператор - И. Погон.
Монтаж - Т. Дубенко.
Редактор - Т. Дмитрук.
Подводные съемки Э. Губского.
Ассистент режиссера - Б. Олендер.
Администратор - А. Дубчак.
Ассистенты оператора - А. Виноградов, М. Гринберг, А. Мухин.
Директора картины - Я. Брусиловский, Е. Смертенко.
Текст читает А. Консовский.
Государственный симфонический оркестр УССР под управлением Н. Басова.
Киевская киностудия научно-популярных фильмов.

Забудь, что ты в зале. Забудь, что за стенами город. Забудь, что на экране перед тобой - мираж. Иди вместе с нами. Terra incognita - неизвестная земля. Мы здесь как бы чужеземцы. Мы не понимаем языка этой страны. Говорят, давным-давно жил человек. И он умел беседовать с животными. Царь Соломон. Легенда. У всех народов есть сказки, в которых звери говорят между собой и с человеком. Сказки. Мы с удивлением открываем глаза на мир, который считали давно открытым, - язык зверей. Не человеческая речь, просто особые, порой совершенно неожиданные для нас способы общения среди животных.

Муравьи. Одни из самых древних обитателей нашей планеты. Они в одиночку не живут. Погибают, как листья, сорванные с дерева. Но в семье сотни тысяч насекомых сплетены в единый, необыкновенный организм. На чем же держится муравьиная цивилизация? Как эти молчаливые создания договариваются о своих житейских делах? Есть ли у них язык? А если есть, то каков он?

Белую метку этот муравей получил за то, что первый обнаружил пищу. Отправляется домой. Кормит. Нет, это нам только кажется. Здесь все гораздо сложней. Закон общего желудка. Муравей сам голодный, хотя его брюшко до отказа наполнено медом. Свой желудок он использует только как рюкзак для переноски корма. А чтобы мед стал съедобным, его должны переварить в своих желудках другие муравьи. И только тогда няньки-кормилицы утолят голод обитателей муравейника - в том числе, и нашего разведчика. Так живет этот удивительный организм - муравейник. А муравьи в нем - просто необыкновенные клетки.

Ну, вот, первая порция меда попала в семью. А в результате на кормушке - целый отряд муравьев. Значит, разведчик сообщил им о своей находке? Сообщил. Но как? Две кормушки и два мостика, ведущие к ним. Справа чашечка наполнена медом. Ее охотно посещают муравьи. Слева - пустая, здесь муравьям делать нечего. Поменяем мостики местами. Они идут по старой дороге, хотя сейчас она ведет к пустой кормушке. Почему? Как нашли муравьи проторенный путь? Может быть, они ощупывают мостик или присматриваются? Но вряд ли тут можно заметить следы даже шести муравьиных ножек.

А, может быть, они принюхиваются? Тогда - к чему? Положим на пути муравьев новый мостик, покрытый специальным веществом - индикатором. Это следы. Разведчики метят дорогу, время от времени касаясь ее кончиком брюшка и оставляя на ней капельки пахучего вещества. Душистам тропа рассказывает муравьям, куда идти.

Муравьиный язык - язык запахов. Чужак с белой меткой встречается в штыки, потому что пахнет иначе. И муравью из этой же самой семьи, с красной меткой, если мы придадим ему другой запах, тоже не поздоровится. И только чистый спирт, смыв запах, поможет наладить добрые отношения среди этих забияк. Можно предположить, что муравьи, комбинируя запахи, способны поведать друг другу о многих важных для них вещах.

Нам нужно знать их язык. Нужно научить управлять муравьями. Слышишь? Вокруг тебя, у тебя под ногами, идет жестокая беззвучная война. До 100 тысяч вредителей в день уничтожает один муравейник. Нам нужен союз с муравьями, и тогда, быть может, мы перестанем платить насекомым-вредителям ежегодную дань - пятую часть урожая планеты.

Они летают над землей вот уже 40 миллионов лет. Копаются в венчиках, выискивая нектар. Чтобы собрать всего наперсток меда, пчела должна облететь почти 100 тысяч цветков. Набивают пыльцой обножки - корзиночки на задних лапках. Торопятся, спешат. Семья-то большая: 50 тысяч голодных ртов. И, стоит только одной пчеле где-то найти богатый взяток, через несколько минут там будут сотни ее соплеменниц, словно они умеют договориться о совместных действиях. Но как? Сегодня это уже не секрет. Сегодня человек уже пытается говорить с пчелами на их языке.

Вот этот грубый кусочек пенопласта воспроизводит движение танцующей пчелы. Ведь их язык - язык танцев. Здесь были пронумерованы 10 тысяч насекомых. Смотри: в центре, на сотах, кружится разведчица. Вот эти странные движения и названы танцем. Запомни номера пчел, что окружают балеринку. Ну, например, вот эти: "6Г", "ГЫ", "8А", "3А", "ВЧ", "8Л". Запомнил? А теперь - скорее, к кормушке, на которой побывала разведчица. Узнаешь? Они правильно поняли танцовщицу. И ты сейчас все поймешь. Только будь внимателен.

Поставим где-нибудь недалеко от улья чашечку с сиропом и подождем. Ну, вот. Ждать совсем не пришлось: корм уже обнаружен. Пометим разведчицу. Когда пчела кормится, с ней можно проделывать что угодно. Ну, заодно - и эту. Поспешим за ними. Чуть-чуть опоздали: одна уже танцует. Круг направо. Круг налево. В переводе этот танец означает: обнаружен корм совсем рядом с ульем. А эта разведчица получила свою серебряную метку в 200 метрах от улья. И в танце прибавилось новое па - виляние брюшка. Теперь пометим пчелу на кормушке в километре от улья. Трепетание стало больше. Это особенно хорошо видно в танце пчелы, пролетевшей 2 километра. Следовательно, чем больше расстояние до корма, тем больше трепетаний. Эксперименты доказали - одно виляние на пчелином языке означает: "надо пролететь около 60 метров".

Но какой прок - знать расстояние, но не знать, куда лететь? Не на все же четыре стороны. Смотри, куда обращена голова пчелы во время трепетания. Это - утром. Через два часа. Еще через два. В полдень. На протяжении дня пчела показывает все новые и новые направления. Это уже вечер. Но ведь кормушка-то стоит на месте. А солнце движется. Это и отражено в танце. Угол между вертикалью и линией пробега танцовщицы говорит пчелам, под каким углом к солнцу им надо вылететь из улья за взятком. Все просто и сложно. Ибо танцы - лишь один из способов передачи информации в мире пчел.

Смотри: они скрестили усики-антенны. Это тоже язык - язык касаний. Обмениваются кормом, и одновременно - сведениями. Пахучая железа - химический язык. Язык звуков. Песня пчелиной матки. Видишь: третий глаз. А их у пчелы 5. Зачем? Ученые говорят: сколько существует органов чувств, столько может быть и способов передачи информации. Плюс неизвестные нам. Они летают над землей вот уже 40 миллионов лет. Они в 400 раз старше человечества. И сколько еще неразгаданных тайн скрывают от нас эти удивительные комочки жизни... Вершина эволюции насекомых.

Здесь, за изнанкою волн, - свой, особый, мир. Мир, в котором впервые на нашей планете прозвучал голос живого существа. От таких звуков во время войны иногда взрывались акустические мины, расставленные против кораблей. Вот это - голос рыбы иглы. Морской конек, тоже рыба. Креветки. Любовная ария бычка. Морской дракон. Зубарики. Бродящий в одиночестве катран немногословен. Сдержанные морские коты. Звуки - визитная карточка рыбы. По их изображению на экране осциллографа ученые определяют не только вид, но и размеры, возраст, вес рыб и даже пищу, которую они жуют.

А рыбы? Имеют ли для них звуки сигнальное значение? Пусть расскажут сами. Голодному карпу бросили корм. В соседнем аквариуме рыбы не видели этого, но они слышат жующего собрата. И ищут у динамика корм. Хватают даже камешки. Еще один эксперимент. Пустим к хищникам верховок. Звук захвата рыбы в этот аквариум мы не транслируем, он раздается здесь. Паника. Теперь включим верхний репродуктор. Это хищник жует верховку. Реакция та же. Значит, звуки имеют сигнальное значение.

Но средства общения у рыб бывают порой самыми неожиданными. Житель мутных вод Нила мормирус. Его язык - электричество. Голова заряжена положительно, хвост - отрицательно. Он создает вокруг себя электрическое поле. Так и общается с себе подобными и ориентируется в окружающем мире. Сейчас мы измеряем напряжение поля этого живого аккумулятора. Средство общения, как говорится, - на уровне достижений 20 века.

А эта рыба жестоко обижена судьбой. У нее нет глаз. Но смотри: она ни разу не наткнулась на препятствие. Ты видишь волны, которые оставляет рыба? По их отражениям и ориентируется она. Колебания в воде - это своеобразный способ передачи информации. Теперь понятно: большой шар - большие волны. Это опасно. Такие волны вызывают крупные предметы. Им может оказаться хищник. Маленькие волны - от маленьких объектов. То, что меньше меня, я могу съесть. Они видят мир боком - специальными клетками боковой линии.

Если верховка попала на крючок или в зубы хищнику, поврежденная кожа выделяет особые химические вещества, которые воспринимаются стаей как прощальный предупредительный сигнал. Проверим. Из кусочка кожи выдавим сок. Беззвучный предсмертный крик: берегитесь, враг рядом!

Но самым выразительным, самым наглядным видом связи, пожалуй, можно назвать язык красок, поз и движений. Самец петушка спешит познакомиться с самкой. Следи за ее окраской. Вместо продольных полос появляются поперечные. Это сигнал самцу: пора строить гнездо. Жилищные проблемы решаются просто - из пузырьков воздуха. Почти воздушный замок. А теперь - свадьба. Свадебный танец. У акар создание семьи обставлено иначе. Он старается изо всех сил, чтобы убедить невесту в серьезности своих намерений: чистит место для гнезда. Пускает пыль в глаза: камень-то чистый. Это просто символический жест, приглашение к нересту. А гнездо, в конце-то концов, оказалось на другом камне. Ну, а, чтобы обеспечить счастливую семейную жизнь, надо быть бдительным. Иная ситуация - иные позы, другие движения. Это не поцелуи. Это индонезийские рыбки скалярии выясняют отношения. Но до драки обычно дело не доходит. Ограничиваются взаимными последними, самыми серьезными, предупреждениями. Петухи - всегда петухи, даже под водой. Увидел себя в зеркале - предлагает сразиться. Поза угрозы, растопыренные жаберные крышки: гляди, мол, какой я большой и сильный. Петушиные бои - любимое зрелище жителей островов Индийского океана. Рыбья коррида.

Знаешь ли ты, что чайки находят друг друга по голосу? Среди этого шума. Знаешь ли ты, о чем поет сейчас скворец? Ни о чем. Он песней ставит звуковые вешки, столбит свои владения. И, пока он не сделает этого, скворчиха не будет знакомиться с ним. А соловьи из разных мест не понимают друг друга: у них разные диалекты. Это поет солист венского леса. Наш земляк, киевлянин. А это знаменитость - курский соловей. Крик опасности сороки - лесное эсперанто. Опасность! И все понимают этот сигнал. Все обитатели округи: и звери, и птицы.

Инкубатор. Динамик, микрофон. Ты когда-нибудь слышал голос неродившегося цыпленка? Еще не родившись, они понимают мать. Крик опасности. Притаились. А эти сигналы руководят проклевкой. Призыв - и цыплята послушно выполняют приказ. Неважно, что эта штука совсем не похожа на маму. Это значит... Но, прежде, чем сделать выводы, - еще один эксперимент. Накроем цыпленка звуконепроницаемым колоколом. Курица его прекрасно видит, но не слышит. И уходит. А теперь спрячем цыпленка под картонным колпаком. Курица не видит его, но слышит. И возвращается, чтобы помочь ему.

Напрашивается вывод: звуковые сигналы для птиц гораздо важнее зрительных. Но не у всех и не всегда. Павлин. Не вступит в брак, пока не исполнит перед дамой сердца ритуальный танец. Всем важным событиям в птичьей жизни предшествуют церемонии. Зримый язык. Балетные сюиты. Поединок. Ухаживание. И любовь. Мир птиц - церемонный мир.

Всякий раз, когда возникает объединение животных, будь то стая, стадо или сообщество, неизбежно возникает и необходимость в контакте между его членами. Неизбежно появляется язык. Это павианы-гамадрилы. Понаблюдаем за ними. Сейчас у них обед. Такие звуки называют жизненными шумами. Они издаются непроизвольно и сопровождают почти каждое действие обезьянки. Взаимоотношения в стаде довольно сложные. Пока вожак не насытится, никто не имеет права дотронуться до пищи. Закон есть закон. Но искушение велико. Малышам великодушно позволяется нарушать субординацию. После обеда можно отдохнуть, погреться на солнышке, поспать, оказать себе первую медицинскую помощь, заняться туалетом. Вожак окружен особым вниманием и заботой. И дети - тоже.

Но, кроме этих биологических шумов, у обезьян есть целый набор зрительных и звуковых сигналов, специально предназначенных для общения внутри стада. Мимика, позы, жесты. Они выразительны и красноречивы. Игра. Угроза. Их двое - прийдется отступить. Обиделась. Дети - везде дети. А это, наверное, самое простое средство общения, элементарная коммуникативная система. Но, вот, непосредственный контакт между матерью и ребенком нарушен. Звуковой сигнал: "Вернись!" Вожак воссоединяет стадо. Поведение его членов он также регулирует специальными сигналами. Молодой самец таращит глаза на приближенных самок - непорядок. Угрожающий взгляд. "Уйди!" Послушался. А тут уж самки поскандалили. Ябеда. Но все же дисциплина необходима. Какая же власть прочна без насилия? Попали под горячую руку. "Нервы не выдержали".

Эксперимент. Мимика и жесты. У зеркала. У каждого - свой характер. Говорят, любопытство рождает ученых. Молодые самцы берут на испуг. Странно, но женская половина совершенно равнодушна к своему изображению. Исследователь. Хулиган. Истеричка. Идет вожак. Интересно, как же он... Ясно: ему этот тип не понравился.

Опыт. Звуковые сигналы. Обезьяны увидели сетку, которая их ловит. Сигнал: "Опасность!" Когда стадо успокоится, попробуем имитировать этот крик. Теперь пугаться обезьянам, вроде бы, и нечего, ведь опасности-то нет. Но, может быть, не в звуке дело? Может быть, какой-нибудь случайный жест человека напугал животных? Включим магнитофон. Сомнений нет: такие звуки имеют вполне определенное сигнальное значение. А теперь устроим грозу. С дождем из брандспойта. Говорят, обезьяны боятся дождя. Запишем эти звуки. Расчленим опыт. Сначала воспроизведем шум дождя. Никакого впечатления. Включим запись голосов обезьян. Прячутся. А ведь на небе - ни облачка.

Обезьяны, как и все животные, неспособны отделить сигнал от ситуации, которую он обозначает. Биологический смысл языка животных состоит в сохранении целостности и жизнеспособности стада. И, если кому-нибудь угрожает опасность, все бросаются на защиту. В стаде шансов выжить больше, чем в одиночку. На стадо гамадрилов не рискуют нападать даже львы. И еще долго вслед унесенной обезьяне будут раздаваться над вольером эти крики - крики призыва.

Шимпанзе. Звуки шимпанзе, их язык давно привлекают внимание человека. Может быть, потому, что мы ищем в этих звуках истоки нашего, человеческого, языка, человеческой речи. Может быть, потому, что в их поведении нам хочется увидеть что-то человеческое. Кому-то - забава. Игрушки. А кто-то испугался всерьез. Одиночество. Тоска. Разлучили с подругой. Обезьяна третий день не ест. Зовет. И, наконец, встреча. Подобные звуки были исходным материалом, из которого когда-то родилось первое человеческое слово. Но как произошло это? Как случилось, что наш предок вдруг заговорил? Пока никто не может точно рассказать.

Много тайн скрывает от нас природа. Одна из них сегодня стала сенсацией века. О них написано восторженных полусказок-полубылей во много раз больше, чем научных статей. Мы шарахаемся из одной крайности в другую: то наделяем их сознанием, то путаем с рыбами. А они дышат воздухом, вскармливают своих детенышей молоком. У них красная, горячая кровь. Они спасали тонувших, отгоняли акул, выводили корабли из мелководья. Мы ставили им памятники и убивали на корм скоту, варили клей, сдирали шкуры для ридикюлей. Но нет на Земле существа более доброго к человеку и более беззащитного перед ним. Да, чудо моря. Дельфины. Что смогут рассказать они о себе, о глубинах океана, если мы протянем наши добрые руки навстречу их дружбе?

Чтобы не мешали звуки моря, дельфинов вынесли на берег, в ванны. В резиновых мячиках спрятаны гидрофоны. Слышишь? Диалог. Что означают эти звуки? Пока мы их только изучаем. Ученые шутят: наверное, скорее дельфины поймут нас, чем мы сумеем расшифровать их язык. Эксперимент окончен. Теперь они вместе: он и она. Радуются. Может быть, делятся впечатлениями о людях.

Сейчас на глаза дельфину одевают специальные щитки, чтобы на время выключить зрение. Слышишь? Когда дельфин издает такие звуки, в самой мутной воде, самой темной ночью он найдет самую маленькую рыбку. Это эхолокация. Но мы воспринимаем только самые низкие частоты. Основной же спектр сигналов - ультразвуки. Они недоступны нашему слуху. А дельфины с их помощью безошибочно ориентируются в коварном лабиринте моря. Кто знает: быть может, они наделены удивительной способностью звукового видения мира.

Пожалуй, ни одно животное не обучается так охотно, так легко и быстро, как дельфины. Классический опыт: педаль, лампочка и звонок. Некоторые ученые утверждают, что большинство животных, даже обезьяны, могут научиться нажимать на педаль только после многократных повторений. А дельфины это делают сразу, с первого раза, словно понимают, что от них хотят. Когда начинаешь размышлять над этим, в душу закрадывается какое-то смутное, жутковатое чувство: будто и они изучают нас.

Конечно, все можно объяснить. Дельфины очень любопытны, и всякий новый предмет у них вызывает желание исследовать его, поиграть, как дети с новой игрушкой. А если вместо игрушки дать гаечный ключ или маску, научить дельфина быть подручным водолазом: что-то принести, что-то отнести? Все начинается с игры. Говорят, однажды ватерполисты включили в свою команду дельфина. И состоялся матч. Дельфин играл результативно, на уровне мастера спорта. Он забил множество голов. Правда, к огорчению болельщиков, и в свои ворота - тоже.

Человек ищет контакта с дельфином, он хочет его многому научить, и чему-то учится сам. Человек работает с дельфином. Для этой специальности еще не придумано слова. "Тренер" - звучит по-человечески, "дрессировщик" - слишком грубо. Человек хочет сделать дельфина своим другом и помощником в стихии, где мы пока себя чувствуем не совсем уютно. Но это - позже, а пока надо добиться взаимопонимания. Возможно, так - на языке движений, на языке танцев. Человек и дельфин. Их разделяют стихии. И каждому из них хочется, чтобы другой изменил своей стихии. Ребята шутят: дельфины поступают по Павлову: за понятливость вознаграждают человека рыбкой.

Мы не одиноки во Вселенной. Быть может, завтра нам прийдется встретиться с другими существами, совсем не похожими на нас. Быть может, завтра нам прийдется искать с ними общий язык. Готовы ли мы к этим встречам? Готовы ли мы к диалогу с разумом иных миров? Terra incognita - неизвестная земля. Вместе с нами ты сделал в этом мире всего лишь несколько шагов и, наверное, несколько открытий. А дальше - дальше иди сам.

2 комментария:

  1. Можно ли загрузить ваши субтитры на сайт subtitry.ru и universalsubtitles.org, чтобы большему числу слабослышащих людей они были доступны? Могу также сделать субтитры из предоставленных вами текстов передач (проставить временные штампы).

    С уважением,
    Elena,
    14-08-12

    ОтветитьУдалить
  2. Можно, конечно. Хотя было бы приятно, если бы была какая-то ссылка на этот блог.

    ОтветитьУдалить